Anatoly Levenchuk (ailev) wrote in openmeta,
Anatoly Levenchuk
ailev
openmeta

Незамутнённый (ясный) ум

Провёл четыре часа сегодня на конференции "Ясный ум" (http://crystal-mind.ru/). Да, там были и нотки современности, но в целом -- как на двадцать лет назад вернулся. Тогда я вполне по-светски, совсем неэзотерично читал Кастанеду, ходил по тренингам трансперсональщиков, изучал НЛП и даже что-то такое знал про даосов в части их психопрактик.

А потом я пошёл дальше, а... они все остались. И продолжают самовоспроизводиться, передавать "традиции" -- у кого четырёхтысячелетние, у кого столетние, у кого двадцатилетние. День сурка, вечное "здесь и сейчас". В этом плане Кен Уилбер много интересней: он признал, что выше головы не прыгнешь, психофизиологию не переборешь, и все поколения просветлённых в плане здесьсейчасности одинаковы, начиная от Будды. А потом сказал, что он лучше Будды: ибо в плане просветления он такой же, как Будда, ничем не хуже, но вот ещё он умеет водить джип, а Будда не умел. И затем Кен Уилбер предложил, чтобы просветлёнными считали только тех, кто не только в плане работы режимов мозга такой же, как Будда, но и по знаниям сопоставим -- знал современную жизнь на уровне всех достижений науки, инженерии, искусств, языков и т.д..

Что умеют делать нынешние "осознанцы", пропагандирующие незамутнённый (они его называют ясным) ум, чего они не умели делать лет двадцать назад? Где развитие, а не только очищение от религиозности и перевод на понятный английский и/или русский? И не нужно говорить, что решаются вечные человеческие проблемы -- любви, смерти, счастья и т.д.. Поменялось всё: поменялось мировоззрение, этические нормы, типовые ситуации и гендерное неравенство, темп жизни и состав типичной семьи, мозги людей натренированы на неведомые прежде режимы работы, к этим мозгам прилагается куча софта на самых разных серверах -- и "вечные человеческие проблемы" и способы их решения остались неизменными?! Серьёзно?! Дальше предлагается странный метод решения задачи: вернуть человека в простой быт, а затем применить тысячелетней выдержки методики (а чтобы они работали -- вперёд назад, в машину времени!). Какой-то цивилизационный противоход, высококачественный тормоз, как в Японии до мэйдзи и Китае. Незамутнённые традиции обеспечения мозгового застоя, гомеостаза как "развитого мозга в балансе".

Хотя на этой же конференции были и панели, показывающие выход из этого психостабилизца: там и нейронет поминался, в частности. У меня завтра там в 12:30 keynote по инженерии психики и киберпсихики (см. слайды тут: http://openmeta.livejournal.com/234738.html), доклад достаточно радикален. Так что нельзя сказать, что конференция -- это рассадник традиционалистского медитационного канона. Нет, отнюдь. На ней полно докладчиков, которые этот канон успешно преодолевают, и я только один из них.

Будет у меня завтра там ещё одно, второе выступление -- в lounge, с 18 до 19 часов (в программе оно есть). Надеюсь, оно тоже поможет конференции ещё чуток сдвинуть обсуждения с наезженной сотнями лет колеи уровня сложности "медитации на чашке риса" на что-то новое, в разы более перспективное, упрощающее былые сложности и тем самым дающее место для роста сложности и разнообразия психического мира. Я назвал это выступление "Концепция методологического времени", по первому же сюжету. Там я без слайдов расскажу несколько радикальных ходов, которые могут сдвинуть понимание осознанности с "незамутнённого ума" к действительно "ясному уму".

1. Прежде всего, я хочу выступить против "здесь и теперь".

Сначала кусочек системной инженерии. Когда мы мыслим о какой-то системе, то в рассмотрении удерживаются сразу три времени:
-- работы целевой системы в составе использующей (имитационное моделирование, расчёт режимов работы идёт именно в этом времени). Принципиальная схема системы отражает именно это время.
-- время жизненного цикла системы, время обеспечивающей системы, которая замышляет, проектирует, изготавливает, эксплуатирует (о! тут время работы системы!) и устраняет систему
-- время методологическое: мы, рассуждающие о двух других временах, сейчас находимся как раз в нём. Это не рефлексия, это просто время, из которого (а вот тут некоторый мыслительный трюк) рассматриваются 4D (пространственно-временные) воплощения системы, проходящие свой жизненный цикл -- ну, или 4D обеспечивающие системы-предпринятия. Они обеспечивают изменения воплощения системы в ходе её жизненного цикла.

Возвращаясь к "ясному уму", вспоминаем про "линии времени" из НЛП. Южная линия, которая предполагает прохождение сзади вперёд через голову (где "здесь и теперь" застит глаза, а прошлого и будущего поэтому не видно), и англо-сакская линия, где из "методологического здеся и теперя" (внутреннего времени, времени осознанности) видна линия актуального времени, мирового времени -- но одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее.

Итого: вместо тренировки бытия в допотопном здесе-тепере нужно тренировать удерживать во времени своей осознанности, т.е. методологическом времени восприятие жизненного (ладно, пусть будет "жизненноциклового") времени, а также ещё и особенностей времени работы рассматриваемых систем. Вот это полнота жизни, не сужение внимания до здеся-теперя, а расширение его на удерживание одновременно на нескольких разномасштабных временах -- да ещё и представление протяжённого времени "одномоментно", рассматривание прошлого-настоящего и даже будущего как неподвижной картины. Ну, и какие психопрактики это тренируют? Хотя многие психопрактики уже подошли к "линиям времени", но на уровень постановки сложного временнОго мышления эти практики не выходят. Они не про мышление, они в разы и разы проще.

2. VAKOG (мультимодальное восприятие: visual, audio, kinestetic, olfactory, gustatory -- визуальное, аудиальное, кинестетическое плюс вкус и нюх. Всякие там проприорецепции упаковываем в кинестетику), и соответствующие синестезии подаются везде на удивление разнообразно. Не менее разнообразно подаётся идея о том, что VAKOG невыразим вербально (в языке). В современном машинном обучении есть мысль, что:
-- мы можем строить распределённые (как в бессознательном, неосознаваемые -- и по определению неинтерпретируемые) представления для VAKOG, в этих представлениях весь VAKOG "внутри головы/машинной модели" находится в одном пространстве значений.
-- мы можем из распределённые представления "внутри головы" переводить во внешние.

Когда-то я даже писал про это более пространно в ОпенМете, вводя операторы МетЛана: http://openmeta.livejournal.com/72601.html

Современный ход на синестезию через "внутреннее пространство значений", внутреннюю модель мира отрабатывается в машинном обучении -- там появились как минимум три приёма такой работы с "внутренним миром":
-- перевод с visual на audio (по-простому -- рассказ о том, что на картинке происходит ровно тем же способом, что рассказ о том, что происходит в тексте на другом языке, например перевод с немецкого на суахили. Или наоборот, составление картинки -- это представение на визуальном языке того, что дано на естественном языке. Освоение языка тем самым происходит во всех модальностях, примерно одинаково, сводится к обучению нейронной сетки. Переводить можно из картинок в картинки, из текстов в тексты, из картинок в тексты, из текстов в ощущения и и т.д. Это может породить огромное количество психопрактик, и эти психопрактики вполне могут быть связаны с какой-то интеллектуальной работой в её классическом "старонаучном" понимании (языки ведь могут быть в том числе и формальными!). Новонаучное понимание, конечно, оставляет место интеллектуальной работе с несимволическими, неязыковыми представлениями (distributed representations).
-- перевод с описания окружающего мира в действия (например, так может выучиваться визуомоторная координация)
-- визуальные операции с невизуальными объектами (по образу и подобию text matching as image recognition, http://arxiv.org/abs/1602.06359).

Понимание, что есть какая-то многоуровневая (глубокая структура -- но не по Хомскому, хотя она и по функции похожа, отражает ту мысль, которая "изречённая есть ложь", но глубокая как в deep learning, отражающая многослойность. Структуру Хомского, одноуровневую, я бы назвал глубинной) модель внутреннего мира -- и дальше мы работаем с разными модальностями её отражения, даёт возможность мыслить о самых разных психопрактиках, опирающихся на те или иные синестезии.

3. Всякие байки о том, как передать "внутренний опыт", ту самую глубокую структуру из предыдущего пункта -- они бессмысленны. Похоже, что "внутренний опыт" нельзя передавать непосредственно (языком, коммуникацией) полностью, но его можно "выучить" поверх какого-то другого опыта -- это описывается в машинном обучении как curiculum learning (правильная последовательность предъявлений того, что нужно будет выучить и генерализовать во внутренней глубокой структуре), и transfer learning (доучивание чего-то, чтобы получить целевую глубокую структуру с нужным опытом).

Вот это очень мутно и эзотерически описывают про передачу внутреннего опыта: "вы не можете его пересказать, не можете передать танцем или музыкой, но вы можете передать ряд упражнений, которые при их выполнении будут приводить к тому, что этот опыт появляется у тех, кому вы хотели его передать".

Тем самым никакого "понимания" у психопрактиков и быть не должно: они должны тупо выполнять упражнения, а потом осознавать, что как-то прошла метанойя -- в их психике оказывается выстроен тот самый "внутренний опыт". Психопрактики живут через наборы упражнений, а не через объяснения (тут уж воистину, "мысль изречённая есть ложь").

Эпистемология обучения, в том числе онтология "непосредственных передач", онтология знаний в их символьной и принципиально несимвольной (распределённой) форме -- они должны браться из современного машинного обучения, а не из многочисленных работ разносортных гуру, или даже старинных кибернетиков типа Бейтсона или основателей НЛП с их shitty epistemology. Всё-таки сегодня 2016 год и лучшее знание про обучение людей оказалось накопленным не психологами или медиками, а машинными обученцами, у которых и собственного-то наименования нет (я называю их инженерами машинного обучения -- http://ailev.livejournal.com/1245043.html). Вот и нужно это новое знание, этот state-of-the-art использовать на всю катушку!

И я даже не обсуждаю тут вопрос, что "в каждой шутке есть доля шутки" -- что в мозгу ведь тоже какая-то нейронная сеть, так что с точностью до сравнимой парадигмы (конечно, не с точностью до одних и тех же механизмов -- мозг всё-таки устроен не так, как современные системы глубокого обучения) рассуждения в этой учебной эпистемологии и использование соответствующей онтологии (набора понятий) применимы и к мозгу, и к машинным системам глубокого обучения.

4. Если мы вернёмся к "глубокости" в машинном обучении, то в коннекционистской парадигме это означает многоуровневость -- множество слоёв представления ситуации/контекста. Это не только "слои нейронов", это не только "слои фич", это прежде всего уровни абстракции! От конкретного входа через множество уровней абстракции представлений. И тут уж можно думать, на каком уровне абстракции живёт непосредственное восприятие, которому можно точно только научить, а на каком уровне абстракции находятся понятия, которые можно пробовать передать в коммуникации, если нижние уровни натренированы на понимание (чтобы сказать кому-то что-то по-китайски, нужно чтобы этот кто-то знал китайский, ибо иначе не поймёт-с).

Понимание этой многоуровневости абстракций, многоуровневости появления понятий, многоуровневости восхождения от конкретного к абстрактному (восхождения не в философском смысле! В самом прямом смысле кодирования пространства значений, внутреннего опыта в слоях коннекционистской глубокой архитектуры!) и порождения из абстрактного конкретностей (творчество, декодирование свёртки высокоуровневых хорошо сжатых абстракций в низкоуровневые "пушистые" несжатые представления -- типа аудиовизуальных образов и сложных комплексов ощущений) -- вот понимание этой многоуровневости, возможности доучивания или переучивания отдельных уровней, даёт хороший базис для изобретения многих и многих психопрактик нового поколения, или упрощения старых психопрактик.

Не нужно особо упоминать, что старые психопрактики практически не касаются интеллектуальных практик. То, как я ставлю вопрос о глубокости/многоуровневости психики (глубокости структур бессознательного, сознания и т.д.), позволяет думать о том, как низкоуровневые психопрактики восприятия-переживания поднимать на высокие уровни абстракции: они ведь устроены примерно так же, так что всё должно работать и с абстракциями! С интеллектуальной работой всё должно тоже получаться! Но делать это нужно осознанно (то есть с рациональным пониманием того, что делаешь).

Отдельно можно обсуждать интерпретируемость каких-то промежуточных, или даже высоких уровней абстракции. Сегодня интерпретируемость обычно означает отображение в какой-то язык, описание в терминах какой-то онтологии. В том числе неинтерпретируемые, но как-то интересные абстракции можно выучить и тем самым сделать их интерпретируемыми -- породить новые множества теорий/эвристик/онтик.

Это может открыть целые пласты новых психопрактик, и тем самым снять многие претензии к невыполнении обещаний получить "умных людей" вместо "артистов цирка" (см., например, дискуссию с психонетиками в комментах к http://openmeta.livejournal.com/227306.html или вот тут -- http://openmeta.livejournal.com/214490.html). Психопрактики перестанут быть только про то, как стать внимательными и выносливыми, но станут в том числе про то, как стать умней и сообразительней.

И это всё без выхода на киберпсихику и прочие реалии нейронета. Просто использование современных знаний из инженерии в приложении к классическим психотехническим проблемам.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments