Anatoly Levenchuk (ailev) wrote in openmeta,
Anatoly Levenchuk
ailev
openmeta

Афтерпати вменяемого ума

Пару недель назад был "разбор полётов" конференции "Ясный ум", да некогда было отписаться. Из интересного там была попытка Анатолием Прохоровым переформулирования "ясного ума" или "осознанности" во "вменяемость" -- да, это ровно тот оттенок смысла, который в этой конференции мне дорог. Мне лично кажется, что психопрактики вполне могут вести и к повышенной невменяемости, включая её многочисленные религиозные и эзотерические варианты, часто маскируемые "вменяемостью к Космосу" -- каковой Космос может вам и полную ахинею вам вменить, и белый шум подсунуть как высокое откровение.

Так что речь идёт о психопрактиках вменяемости, ясности именно ума, а не незамутнённость мыслью при разглядывании пупка, даже если это пупок Будды. Уходить нужно не в себя и идти нужно не к себе, а нужно адекватно (в нейролингвистическом программировании говорили "конгруэнтно") вписываться в мир -- и внимание к содержанию собственного ума необходимо для этого, а не для расчистки психической дорожки к разным вариантам эскапизма, сумасбродства, перехода в растительное состояние. Интересно "внимательное присутствие" в современности, а не происходящее на медитационном коврике "внимательное отсутствие".

Удалось сформулировать программу исследований, в которой на разные лады повторялся пункт про стык невербального и вербального в мышлении. Ум, он ведь не только "логичный" и "теоретичный", но и глубоко (буквально: глубокая, т.е. многослойная, нейросеть) интуитивный, мечтающий, ассоциативный. Обе эти стороны ума необходимы, с обоими этими сторонами ума нужно уметь управляться. Вслед за Аланом Кеем, который под понятием "грамотности" имел ввиду возможность выразить себя в самом современном медиа, и дальше говорил, что в 21 веке грамотность -- это умение выразить себя не на бумаге, а в "живых" компьютерных моделях, я бы расширил понятие грамотности на киберпсихику -- это умение выразить для начала себя киберпсихофизического в собственной киберпсихике, а затем и выразить себя в окружающем киберпсихофизическом мире. Вменяемость -- это управление собой для гладкой склейки себя и окружения, единения себя с миром во всей его природной и интеллектуальной полноте, а не бездумное растительное или животное слияние. Цивилизация -- это про развитие мысли, ясность практического и теоретического ума. Так что от психотехнических представлений тысячелетней давности нужно переходить к современным психотехническим представлениям, от египетских, индийских, китайских и прочих представлений древних и примитивных цивилизаций переходить к практикам современной цивилизации. Психопрактики должны быть психопрактиками развития, а не психопрактиками консервации детства человечества. Человечество взрослеет, я бы жёстко осаживал желающих отправить его в психотехническое прошлое околорелигиозных психопрактик. То, что было хорошо пару тысяч лет назад, в настоящее время может быть совсем нехорошо. Традиции бывают разные, в том числе традиции рабства и невежества (которые, конечно же, называются традициями свободы и разума -- кто ж из носителей этих традиций признается в обратном!).

Современная цивилизация крайне сложна, и приходится жить в постоянном непонимании, в принципиально непредсказуемом "сегодня", в ожидании неведомого. Психотехники должны готовить человека к этой сверхскоростной жизни в условиях сверскоростных перемен. Лучше всего для этого подходит слово resilience, которым инженеры сегодня обозначают свойство целевой системы сохранять работоспособность в ситуациях, которые были не предусмотрены разработчиками. Курс на сохранение вменяемости, ясного ума в ситуациях, которые не были предусмотрены психопрактиками -- это требование современной инженерии психики. Каждый должен быть сам себе психотерапевт, психотренер, психоконсультант. И это относится в том числе и к киберпсихике, каждый должен сам уметь её для себя организовать для действий в условиях полной неопределённости и отсутствия целей (см. также мой пост "против целей (against objectives)": http://ailev.livejournal.com/1254147.html. Нужно обеспечивать психике свободу осознанного (а не автоматического, в том числе кем-то извне запрограммированного) выбора, включая выбор текущей тактической (в один шаг достигаемой) цели, включая свободу отказа от каких-то туманных целей с непонятными путями их достижения. Себя слишком много, внутри каждого из нас тысячи хотящих разного субличностей, и нужно дать адекватные киберпсихосредства для возможности свободного выбора в условиях неопределённости не только наружной, но и внутренней! Непонимание себя и мира должно быть честным, открытым, вдохновляющим и стимулирующим действия -- это ж близкий родственник здорового любопытства! Непонимание не нужно от себя прятать, а вырвавшееся на свободу оно не должно вести к экзистенциальному ужасу и оцепенению.

Вообще, изо всех психопрактик (более того, практик киберпсихики, ибо это существенно поддерживаемая экзокортексом практика) вменяемости и адекватной вписываемости в мир я бы выделил сегодня "джедайские техники пустого инбокса и доведения дел до коца " Максима Дорофеева (cartmendum). Вот тут трёхчасовое видео с самым свежим вариантом её изложения: https://youtu.be/jt3_sq8LQYM. Концепции "мыслетоплива", части личности "обезьянка" и "рациональный вы", экзокортекс как "пишете рациональный вы, а читать и делать обезьянке" -- это очень, очень хорошо. Архитектура психики, инженерия психики, психопрактики, повышение осознанности -- но даже мысли не закрадывается, что всё это можно использовать для уменьшения вменяемости. Конечно, это махонький кусочек от всего того, что можно и нужно делать с психикой и киберпсихикой, но это очень правильный кусочек.

UPDATE: дискуссия в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10206780458284100
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments