metanymous (metanymous) wrote in openmeta,
metanymous
metanymous
openmeta

Category:

Я- концепция, ценности и самооценка

Прежде чем переходить к исследованию того, как именно функционирует ваша я-концепция, я хочу заложить некоторую основу, введя базовые понятия. Вам присущ определенный склад мышления в отношении самого себя, то, что часто называют «я» (self), образом «я» (self-image) или идентичностью (identity). Термин «образ «я»» несколько обманчив и ограничен, поскольку ваша я-концепция включает в себя не только зрительные образы, но и слышимые слова и звуки, а также кинестетические чувства (а иногда и даже запахи и вкусовые ощущения). «Идентичность» - термин, использующийся очень давно и имеющий очень широкий круг возможных значений, ряд которых я бы предпочел не затрагивать. Понятие «я» несколько Уже, чем «идентичность», но все равно имеет довольно широкий спектр значений. По-видимому, термин «я-концепция» достаточно нов, поскольку в моем старом издании полного словаря Уэбстера (Словарь американского варианта английского языка – прим. ред.) 1966 года он отсутствует. Этому слову присуще как раз то значение, которое я хочу исследовать, а именно: концепция или идея, которая у вас имеется в отношении самого себя. В сущности, правильнее говорить о я-концепциях, поскольку у вас имеется множество идей о себе, но я буду пользоваться термином «я-концепция», подразумевая как любую, так и все идеи, которые вы имеете на свой собственный счет.

«Я-концепция» звучит так, как будто речь идет об объекте, но этот объект нельзя увидеть, потрогать или поместить в банку. В сущности, «я-концепция», это ряд процессов, которые мы используем в размышлениях о себе, и их-то мы и будем исследовать. Хорошее функционирование вашей я-концепции лишь частично обусловлено ее содержанием – тем, что вы думаете о себе – и в намного большей степени тем как вы думаете об этом. Пока эти слова могут показаться несколько загадочными, но в дальнейшем их смысл прояснится.

Ваша я-концепция базируется главным образом на всем том личном опыте, который отложился в вашей памяти. Вы храните огромное количество воспоминаний о своем личном опыте. Некоторые полагают, что можно вспомнить все, что когда-либо происходило, но это нам в точности неизвестно. В любом случае, ваши воспоминания охватывают годы и годы. Однако базис вашей я-концепции образует не просто воспоминания, но и то, как именно вы организуете эти воспоминания и размышляете о них. Если художнику дать чистый холст и определенный набор красок и кистей, он может написать самые разные картины, то же самое верно и в отношении «я», которое вы конструируете, исходя из своей личностной истории.

Думая о себе, вы первым делом производите выборку из своего широчайшего опыта. Невозможно охватить его весь, поэтому вам приходится выбирать, и когда вы выбираете какие-то аспекты, другие неизбежно приходится игнорировать.

О выявлении своего истинного «я», или «реального я», написано множество книг, как мне представляется, это главным образом говорит о признании факта, что многим людям присуще ложное «я», нереальный образ, который они проецируют во вне. Нередко это происходит в ответ на требования окружающих или какого-то идеалистического представления о том, каким человек «должен» быть, подменяющего реальный взгляд на себя. Некоторые люди настолько умело преподносят свое ложное «я», что даже забывают о собственных ценностях и взглядах, в результате чего от них оказывается скрытой значительная часть их истинной идентичности – то, что часто называют неизвестным, «теневым «я»».

Самооценка

Прежде чем начать изучать я-концепцию, я хотел бы провести очень важную границу между я-концепцией и самооценкой. В сущности, она достаточно очевидна, но многие люди используют эти термины взаимозаменяемо, хотя в действительности они сильно различаются. Скажем, вы считаете себя добрым человеком. «Доброта» - это обобщение в отношении какого-то аспекта или качества вашего поведения, часть вашей я-концепции. В этом случае, когда вы прилагаете к чему-то свои ценности – «Нравится мне это или нет?», - ваша самооценка позитивна, если ответ – «да». Самооценка – это результат вашего анализа своей я-концепции. Если вы ведете себя по-доброму и при этом цените доброту, то вы можете испытывать положительные чувства, в отношении происходящего и скажете, что у вас высокая самооценка. Если вы замечаете, что проявляете жестокость, то испытываете неприятные чувства по этому поводу, и ваша самооценка будет низкой.

Однако если человек рос в опасной и конкурентной среде, например в годы беспощадной войны, его жизнь могла зависеть от подавления собственных чувств и проявления жестокости. Восприятие себя как существа жестокого будет цениться и приведет к высокой самооценке, а чувствительность и доброта вызовут беспокойство и покажутся опасными, приводя к низкой самооценке. Если ваша я-концепция не согласуется с вашими ценностями, у вас будет низкая самооценка. Если ваша я-концепция согласуется с вашими ценностями, вы можете наслаждаться высокой самооценкой.

Для тех, кто любит рассуждать, используя логические уровни мышления, можно дать такую формулировку: я-концепция – это обобщение в отношении опыта, поэтому ей присущ более высокий, общий логический уровень, чем совокупность опыта, который она описывает. Самооценка – это обобщение в отношении я-концепции, поэтому ей соответствует еще более высокий логический уровень, чем уровень я-концепции. Более широкое обобщение имеет больший охват, показывая то общее, что имеет некоторая совокупность опыта, но игнорируя при этом различия в том, что оно описывает, поэтому у него есть и преимущества, и недостатки.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка – веское основание для изменения я-концепции, а адекватную самооценку мы будем использовать в качестве надежного свидетельства того, что ваша я-концепция согласуется с вашими ценностями. В остальных случаях мы будем фокусировать внимание не на самооценке, а на том, как сформировать я-концепцию, которая автоматически завершается самооценкой. Мы будем работать над тем, чтобы согласовать вашу я-концепцию с вашими ценностями, поскольку тогда высокая самооценка появляется автоматически.

Ценности

Хотя я не буду заниматься вашими ценностями, но хочу сказать о них несколько слов, так как они являются основой того, насколько хорошо функционирует ваша я-концепция, обеспечивая вам тот вид приносящего удовлетворение поведения, который ведет к самоуважению. Ваши ценности – это, по существу, некоторые обобщения в отношении того, какой опыт для вас важен. Вы цените опыт, который вызывает у вас приятные чувства, и негативно оцениваете тот, который вызывает неприятные чувства. Поскольку для вас важны очень многие вещи и события – в силу множества различных причин, - вам присуще множество различных ценностей. Какое-то отдельное событие может быть для вас ценно по нескольким причинам, а несколько различных переживаний могут быть ценны для вас по одной и той же причине.

Даже в довольно простой ситуации, например при выборе блюд в ресторане, в действие вступают различные ценности и вам необходимо определить, какие ценности важны для вас в данный момент в наибольшей степени.

Многие жизненно важные решения гораздо сложнее выбора блюд или покупки автомобиля. Чтобы принять эти трудные решения и выбрать самое важное, полезно определить приоритет своих ценностей, расположив их в виде некоторой иерархии значимости.

В реальной жизни значимость ваших ценностей меняется со временем и в различных контекстах. В определенное время и в определенном контексте вы можете воспринимать одно событие как более важное для вас, чем другое, но в другое время и в другом месте иерархия может быть совершенно иной.

Существует еще один, немного более точный способ описания того, как функционируют ценности, который указал У.С. Маккаллох (W.S. McCulloch), одним из первых описавший нейронные сети в математических терминах. Одной из исследованных им структур была ретикулярная формация, активизирующая системы в стволе головного мозга. Поскольку эта система определяет то, на что человек направляет свое внимание, она лежит в самой основе ценностей и выбора. Маккаллох обнаружил, что эту структуру можно лучше всего описать как «гетерархию», чем как иерархию.

Гетерархия функционирует наподобие комитета, но такого, в котором все могут говорить друг с другом и слушать друг друга одновременно. Все многочисленные элементы этой системы сообщаются друг с другом, способствуя консенсусу в отношении того, какие ощущения в действительности наиболее релевантны в данный момент. В гетерархической системе взаимодействуют все разнообразные элементы, и один из них обретает на время контроль в содружестве с другими. Эта система очень древняя, но она обуславливает внимание не только у людей, но и у всех позвоночных, и это происходит на протяжении нескольких миллионов лет – вот свидетельство того, насколько она полезна.

• Эта система непременно должна обладать избыточностью потенциального влияния, при которой обладание необходимой, неотложной информацией обеспечивает доминирование в той части, которая обладает информацией.
• То, что она столь хорошо функционирует на протяжении всей эволюции, не эволюционируя сама, указывает на ее структуру как на естественное решение организации адекватного поведения (16, p. 397).

Гетерархия описывает то, как на деле работают наши ценности. По-видимому, в любой момент времени эта система является иерархией, так как некоторые элементы берут верх над другими. Но наблюдение во времени показывает, что внимание и контроль фактически переходят от одного элемента к другому, удовлетворяя потребности последовательно.

Наше сознательное мышление обычно функционирует в форме иерархий, тогда как наши бессознательные потребности гетерархичны.

Иерархия ценностей – это всегда некоторое искусственное наложение на естественный гетерархический процесс, который на протяжении стен миллионов лет является основой выживания у животных. Иерархия может быть весьма полезна в качестве общего указания на то, что обычно является для вас более важным. Но если она становится слишком жесткой или специфичной, то может принести большой вред. Примерами жесткой иерархии служат булимия и анорексия, при которых социальная потребность в стройной фигуре полностью подавляет настоятельные и базовые потребности в пище и здоровье.

Иногда люди пытаются определить свои ценности объективным путем или стараются вывести их логически из набора иерархических правил, принципов или предписаний, но такие ценности обычно показывают себя не слишком хорошо в реальной жизни. Логические системы стремятся быть объективными и абсолютными, но они могут добиться этого только ценой игнорирования множества важных деталей, и они стали бы работать достаточно хорошо, только если бы и мы, и окружающий мир были крайне простыми и никогда не менялись. Какую бы пользу ни приносил тот или иной набор принципов в качестве общего указания, ни один не может точно соответствовать огромной сложности человека, существующего в еще более сложном физическом и социальном мире, когда все эти элементы постоянно меняются.

Некоторые люди рассуждают об объективных ценностях, но слово «объективны» - это всегда обман, поскольку даже в случае наиболее выверенных и строго проверенных научных знаний имеется прячущийся где-то наблюдатель, и приходится делать всяческие оговорки: «Таким образом, используя следующие допущения, изучая то-то и то-то, с помощью следующих методов и инструментов, при следующих условиях удалось установить, что…». Обманчивость «объективных» знаний очень выразительно описана Хейнцем фон Ферстером (18):

• Синтаксически и семантически правильно сказать, что субъективные утверждения делаются субъектами. Тем самым по аналогии можно сказать, что объективные утверждения делаются объектами. Какая жалость, что проклятые неодушевленные предметы не делают никаких утверждений.

В силу общей физиологии и общих законов развития некоторые базовые ценности мы разделяем со всеми остальными людьми. Однако даже такую базовую потребность, как голод, можно удовлетворить бессчетным числом способов, а кулинарное искусство одной культуры может не произвести никакого впечатления на человека, воспитанного в другой. Общеизвестно, что ценности отражают субъективный опыт, различные люди ценят сильно разнящиеся вещи и виды деятельности.

Я допускаю, что вам присущи определенные ценности и что вы знаете хотя бы немного о том, что они собой представляют и какие из них обычно являются для вас более важными. Моя задача будет состоять в том, чтобы показать вам, как вы можете стать личностью, обладающей я-концепцией, которая соответствует вашим ценностям и исправно работает на вас.


Стив Андреас
Трансформация «Я»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments