metanymous (metanymous) wrote in openmeta,
metanymous
metanymous
openmeta

Невероятная живучесть примет (кунсткамера)

Фиолетовый уровень спирального развития
Иерахии
Все силы действуют вне круга моей жизни
Ну да, вроде в соответствии с классическим (:) определением:
Пурпурный цвет:
Магически-анимистический уровень.
Мышление по преимуществу анимистического типа; землю переполняют злые и добрые магические духи, которые оставляют за собой благословения, проклятия и колдовские чары, определяющие все события.
Верования в злое колдовство, наподобие культа вуду, кровные клятвы,
кровная месть,
талисманы удачи,
семейные ритуалы,
этнические магические верования и предрассудки;


Эх, люди, люди! На дворе XXI век – компьютеры, роботы, нанотехнологии и прочие немыслимые достижения науки и техники, – а они все в приметы верят. Возвращаюсь недавно домой, передо мной идет девушка, по мобильному с кем-то треплется. Вдруг из подворотни выскакивает черная кошка и перебегает дорогу. И что бы вы думали? Эта вся из себя современная жительница мегаполиса резко останавливается, разворачивается и быстро-быстро идет в обратную сторону. Думаете, она что-то забыла и решила вернуться? Как бы не так. Она просто пошла другой дорогой, в чем я смог убедиться, когда через некоторое время столкнулся с ней – она обогнула дом и вышла с другой стороны. Ну разве современный человек может быть столь суеверным? Я вот, например, в то, что черные кошки несчастья приносят, ни на йоту не верю. Поэтому, в отличие от девушки, не повернул назад, не стал искать обходных путей, а смело пошел вперед, только плюнул трижды через левое плечо. И что же? Ничего особенного со мной в этот день не случилось. Правда, возле самого подъезда меня пытались ограбить, а когда я убегал от грабителя, то споткнулся и вывихнул лодыжку. Но это просто совпадение! К тому же, меня все-таки не ограбили, а лодыжка – пустяк, лодыжка уже не болит совсем...

Да, суеверия неискоренимы, причем нередко они принимают весьма причудливые и труднообъяснимые формы. Множество суеверий имеют древние магические корни. Они возникли еще в ту эпоху, когда окружающий мир воспринимался как скопление злых и добрых сил, находящихся в постоянной борьбе.

Философский словарь толкует суеверие как ложную веру; с точки зрения приверженца одной религии, говорится там, обрядность другой представляется уже суеверием. В толковом словаре суеверие определяется как "предрассудок, в силу которого многое из происходящего в мире является проявлением сверхъестественных сил". В переводе с древнеславянского слово "суеверие" означает "веру всуе", то есть веру пустую, вздорную.

В.И. Даль делил все суеверия на шесть разрядов. К первому он относил остатки язычества, ко второму – случайно придуманные поверья, создававшиеся для того, чтобы "заставить глупого и малого окольным путем делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее". Поверья третьего разряда, по его мнению, были основаны на деле, на опытах и замечаниях. К четвертой группе Даль относил поверья, основанные также на разумных наблюдениях, но обратившиеся в нелепость по бессмысленному их применению к частным случаям.

Здесь будет уместно привести несколько примеров. В Европе, например, есть такая примета: не следует проходить под лестницей, приставленной к стене, потому что это всегда кончается какой-нибудь неприятностью. Возможно, все началось с того, что когда-то где-то на кого-то, соскользнув, упала лестница. Много суеверий связанно с сочетанием пятничного дня, выпадающего на тринадцатое число. Прежде всего, негатив несет число "13". Пятница же "провинилась" в том, что, по преданию, Адам и Ева отведали запретный плод и были изгнаны из рая именно в этот день. А вот современное поверье, что прикуривать три сигареты от одной спички – плохая примета, причем неприятности постигнут последнего из прикуривших, имеет такое объяснение. Говорят, что во время окопных боев в Перовую мировую войну передача зажженной спички привлекала внимание вражеских снайперов и давала им как раз достаточно времени, чтобы прицелиться и убить третьего прикуривающего. Впрочем, некоторые историки утверждают, что примета возникла еще раньше, во время англо-бурской войны.

Однако вернемся к классификации Даля. Приметы пятого разряда изображают дух времени, игру воображения, иносказания. И, наконец, к шестому разряду относятся поверья, в которых вообще нет никакого разумного смысла.

Вообще, содержание суеверия в очень большой степени зависит от местности, где оно сложилось. В нем находят отражение многочисленные особенности жителей, природных явлений этой местности, так что, если перебрать суеверия и приметы разных областей, то можно легко найти приметы и предрассудки, полностью друг другу противоречащие. Так, если в одной стране увидеть черную кошку значит в будущем столкнуться с неприятностями, то у другого народа встреча с такой же кошкой обещает вам радостное событие в жизни.

Да и у нас с черной кошкой не все так просто. Русские народные поверья об этом существе противоречивы. С одной стороны, это вещее животное, которое способно предугадывать будущее и приносит счастье; в России до сих пор повсеместно считается: "Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать". С другой стороны, это ведьмино отродье. С одной стороны, надежная защита для человека; у того же Даля написано: "Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора". И, опять же, с другой – нелепое поверье, что вам не будет удачи, если черная кошка перейдет дорогу. Впрочем, все зависит от того, в каком направлении она бежала: если слева направо – для женщины это предвещает удачу; справа налево – неудача гарантирована. А для мужчины все наоборот.

Как же нам относиться к суевериям и поверьям? Психологи уверены, что суеверия являются неким механизмом психологической защиты, самопомощи, поэтому их можно трактовать не только как наследие наших предков-язычников, но и как неотъемлемую часть человеческой психики. Исследователи из Хартфордширского университета говорят, что само по себе суеверие вовсе не является признаком глупости, невежества или человеческой слабости. "В процессе нашего исследования, – объяснил профессор Вайсман, – мы встречали вполне разумных и образованных людей, которые боялись смотреть через окно на полную луну или пить из треснутой чашки, считая, что это приносит неудачу. Более других суевериям предрасположены люди определенной психической организации – испытывающие постоянное беспокойство, с трудом переносящие состояние неопределенности, нуждающиеся в психологическом контроле, стремящиеся видеть вещи лишь в черно-белых тонах". Главная же причина невероятной живучести суеверий, по мнению ученых, вызвана тем, что большинству людей они дают ощущение способности контролировать превратности и непредсказуемость судьбы или позволяют вносить некоторый порядок в тревожную неопределенность жизни.
Эх, люди, люди! На дворе XXI век – компьютеры, роботы, нанотехнологии и прочие немыслимые достижения науки и техники, – а они все в приметы верят. Возвращаюсь недавно домой, передо мной идет девушка, по мобильному с кем-то треплется. Вдруг из подворотни выскакивает черная кошка и перебегает дорогу. И что бы вы думали? Эта вся из себя современная жительница мегаполиса резко останавливается, разворачивается и быстро-быстро идет в обратную сторону. Думаете, она что-то забыла и решила вернуться? Как бы не так. Она просто пошла другой дорогой, в чем я смог убедиться, когда через некоторое время столкнулся с ней – она обогнула дом и вышла с другой стороны. Ну разве современный человек может быть столь суеверным? Я вот, например, в то, что черные кошки несчастья приносят, ни на йоту не верю. Поэтому, в отличие от девушки, не повернул назад, не стал искать обходных путей, а смело пошел вперед, только плюнул трижды через левое плечо. И что же? Ничего особенного со мной в этот день не случилось. Правда, возле самого подъезда меня пытались ограбить, а когда я убегал от грабителя, то споткнулся и вывихнул лодыжку. Но это просто совпадение! К тому же, меня все-таки не ограбили, а лодыжка – пустяк, лодыжка уже не болит совсем...

Да, суеверия неискоренимы, причем нередко они принимают весьма причудливые и труднообъяснимые формы. Множество суеверий имеют древние магические корни. Они возникли еще в ту эпоху, когда окружающий мир воспринимался как скопление злых и добрых сил, находящихся в постоянной борьбе.

Философский словарь толкует суеверие как ложную веру; с точки зрения приверженца одной религии, говорится там, обрядность другой представляется уже суеверием. В толковом словаре суеверие определяется как "предрассудок, в силу которого многое из происходящего в мире является проявлением сверхъестественных сил". В переводе с древнеславянского слово "суеверие" означает "веру всуе", то есть веру пустую, вздорную.

В.И. Даль делил все суеверия на шесть разрядов. К первому он относил остатки язычества, ко второму – случайно придуманные поверья, создававшиеся для того, чтобы "заставить глупого и малого окольным путем делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее". Поверья третьего разряда, по его мнению, были основаны на деле, на опытах и замечаниях. К четвертой группе Даль относил поверья, основанные также на разумных наблюдениях, но обратившиеся в нелепость по бессмысленному их применению к частным случаям.

Здесь будет уместно привести несколько примеров. В Европе, например, есть такая примета: не следует проходить под лестницей, приставленной к стене, потому что это всегда кончается какой-нибудь неприятностью. Возможно, все началось с того, что когда-то где-то на кого-то, соскользнув, упала лестница. Много суеверий связанно с сочетанием пятничного дня, выпадающего на тринадцатое число. Прежде всего, негатив несет число "13". Пятница же "провинилась" в том, что, по преданию, Адам и Ева отведали запретный плод и были изгнаны из рая именно в этот день. А вот современное поверье, что прикуривать три сигареты от одной спички – плохая примета, причем неприятности постигнут последнего из прикуривших, имеет такое объяснение. Говорят, что во время окопных боев в Перовую мировую войну передача зажженной спички привлекала внимание вражеских снайперов и давала им как раз достаточно времени, чтобы прицелиться и убить третьего прикуривающего. Впрочем, некоторые историки утверждают, что примета возникла еще раньше, во время англо-бурской войны.

Однако вернемся к классификации Даля. Приметы пятого разряда изображают дух времени, игру воображения, иносказания. И, наконец, к шестому разряду относятся поверья, в которых вообще нет никакого разумного смысла.

Вообще, содержание суеверия в очень большой степени зависит от местности, где оно сложилось. В нем находят отражение многочисленные особенности жителей, природных явлений этой местности, так что, если перебрать суеверия и приметы разных областей, то можно легко найти приметы и предрассудки, полностью друг другу противоречащие. Так, если в одной стране увидеть черную кошку значит в будущем столкнуться с неприятностями, то у другого народа встреча с такой же кошкой обещает вам радостное событие в жизни.

Да и у нас с черной кошкой не все так просто. Русские народные поверья об этом существе противоречивы. С одной стороны, это вещее животное, которое способно предугадывать будущее и приносит счастье; в России до сих пор повсеместно считается: "Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать". С другой стороны, это ведьмино отродье. С одной стороны, надежная защита для человека; у того же Даля написано: "Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора". И, опять же, с другой – нелепое поверье, что вам не будет удачи, если черная кошка перейдет дорогу. Впрочем, все зависит от того, в каком направлении она бежала: если слева направо – для женщины это предвещает удачу; справа налево – неудача гарантирована. А для мужчины все наоборот.

Как же нам относиться к суевериям и поверьям? Психологи уверены, что суеверия являются неким механизмом психологической защиты, самопомощи, поэтому их можно трактовать не только как наследие наших предков-язычников, но и как неотъемлемую часть человеческой психики. Исследователи из Хартфордширского университета говорят, что само по себе суеверие вовсе не является признаком глупости, невежества или человеческой слабости. "В процессе нашего исследования, – объяснил профессор Вайсман, – мы встречали вполне разумных и образованных людей, которые боялись смотреть через окно на полную луну или пить из треснутой чашки, считая, что это приносит неудачу. Более других суевериям предрасположены люди определенной психической организации – испытывающие постоянное беспокойство, с трудом переносящие состояние неопределенности, нуждающиеся в психологическом контроле, стремящиеся видеть вещи лишь в черно-белых тонах". Главная же причина невероятной живучести суеверий, по мнению ученых, вызвана тем, что большинству людей они дают ощущение способности контролировать превратности и непредсказуемость судьбы или позволяют вносить некоторый порядок в тревожную неопределенность жизни.
http://www.utro.ru/articles/2004/10/25/365760.shtml
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments