metanymous (metanymous) wrote in openmeta,
metanymous
metanymous
openmeta

Category:

Ассоциативное моделирование «под развесистой клюквой»

Хочу прокомментировать, для чего я постоянно размещаю ссылки из популярных (и этим околонаучных) источников.

Во-первых, такие ссылки, как показывает опыт, являются удобным местом затевания различных ассоциативных разговоров на темы возле/около моделирования. Именно, под «развесистой клюквой» этих ссылок проявляют наибольшую ассоциативную активность наши опенметисы. Наверное, это происходит потому, что на фоне отсутствующей строгости формулировок в этих источников легче себе позволить размышления, похожие по функции на брейн сторминг.

Во-вторых эти «приблизительные ссылки» призывают/провоцируют на критический анализ. Иногда такой анализ возникал сразу. Но в достаточном числе размещений он так и не возник. К настоящему времени, пожалуй, накопилось критическое число (чрезмерное) число таких несостоявшихся анализов/разборов. Это стало создавать впечатление, что ни я и ни мои собеседники не замечаем своеобразного «качества» (отсутствия достаточного качества) информации, что мы принимаем такую «приблизительную» информацию за «чистую монету». Хочется уверить, что это не так. Возьмем в качестве примера последнее размещение из серии «под развесистой клюквой»:

Психологи давно интересуются вопросом о том, (1) от чего зависит, в (2) каком возрасте откладываются у человека первые воспоминания. Как показали сейчас новозеландские психологи, дело (3) в приобретении дара речи. Люди могут описывать события, которые они помнят, используя только (4) те слова, которые они знали в тот момент, когда происходили события.

Габриэль Симкок и Харлин Хейн из университета Отаго устраивали для маленьких детей в том возрасте, когда ребенок только (5) начинает говорить, интересное (6) запоминающееся событие. Они выезжали на дом к 2-3-летним малышам, привозя с собой "волшебный ящик" - большую коробку с рычагами и кнопками, которая издавала забавные звуки. Детям показывали, что можно положить в коробку игрушку, закрыть крышку и нажать пару кнопок, после чего игрушка исчезала, а вместо нее появлялась такая же, но меньшего размера. При этом психологи (7) регистрировали, каким словарным запасом уже обладает ребенок.
Через год экспериментаторы появлялись снова. Дети охотно (8) вспоминали их прошлый визит и как пользоваться ящиком. Но перед этим ученые (9) просили детей описать, в чем состоит игра. Хотя за год (10) лексикон всех малышей значительно увеличился, они (11) описывали первую встречу с учеными только теми словами, которые были в их распоряжении год назад.
Итак, если в вашей памяти есть какая-то информация, оставшаяся с тех времен, когда вы не умели говорить, (12) вы не можете ее извлечь и изложить словами. Кроме того, этот (13) эксперимент показывает, что у человека будет тем больше ранних воспоминаний, чем раньше он научится говорить.
http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?18+0210+18210008+html


Итак, цель работы найти факторы, от которых зависят эффективность первых воспоминаний:

(1) от чего зависят
(2) каком возрасте откладываются у человека первые воспоминания.


Высказано предположение (как всегда в таких публикациях не ясно кто автор формулировок – сами исследователи или журналисты), что все дело:

(3) в приобретении дара речи


Раз уж исследуются первые воспоминания, да еще только на маленьких детях – невозможно (нестрого, не научно) делать обобщения более широкого плана. Но далее в публикации следует как раз такой скачек обобщений:

Люди могут описывать события, которые они помнят, используя только (4) те слова, которые они знали в тот момент, когда происходили события.


Т.е. в эксперименте «люди» = «маленьким детям в возрасте освоения речи + один год». Но если называть/подменять название маленьких детей словом «люди», то возникает иллюзия, что данные эксперимента без ограничений применимы непосредственно к взрослым людям.

Далее. Исследование демонстрирует так называемый «прокрустов подход», в котором удобство организации исследования/эксперимента оказывается тем, что предопределяет конечный результат. Поскольку трудно (а м.б. и невозможно) придумать методы изучения воспоминаний из до речевого возраста, то исследователи ограничиваются изучением детей в активной стадии формирования речи. Понятно, что таким путем результаты автоматически будут указывать на то, что ранние воспоминания детерминируются только/в основном речью:

Габриэль Симкок и Харлин Хейн из университета Отаго устраивали для маленьких детей в том возрасте, когда ребенок только (5) начинает говорить,


Далее, исследователи изучали не просто процессы ранней памяти, а памяти на «необычное событие», игру с неким «волшебным ящиком»:

интересное (6) запоминающееся событие.
Они выезжали на дом к 2-3-летним малышам, привозя с собой "волшебный ящик" - большую коробку с рычагами и кнопками, которая издавала забавные звуки…


Возникает обоснованное предположение, что ситуация взаимодействия и игры с «волшебным ящиком» (самопроизвольное повторение которой не имеет места в жизни ребенка) будет чем-то вроде особенного «якоря» (в терминах первого кода), отличающегося тем, что он не только будет напоминать саму игру и сопутствующую ей обстановку, но и будет вызывать исходное состояние сознания (при повторном предъявлении).

Вызывает сомнение, что можно быстро зарегистрировать словарный запас ребенка, даже если он только начал учиться говорить. Полный словарный запас таких детей реально выявить только на протяжении длительного времени – нескольких дней/недель. Но… психологи «выезжали» к детям и сходу «регистрировали» такой словарный запас:

При этом психологи (7) регистрировали, каким словарным запасом уже обладает ребенок.


Через год экспериментаторы начинали издалека:

Через год экспериментаторы появлялись снова. Дети охотно (8) вспоминали их прошлый визит и как пользоваться ящиком. Но перед этим ученые (9) просили детей описать, в чем состоит игра.


Такой метод длительной настройки на новую игру с «волшебным ящиком» приводит к возрастной регрессии детей, в которой дети будут пользоваться только словами годичной давности!

Хотя за год (10) лексикон всех малышей значительно увеличился, они (11) описывали первую встречу с учеными только теми словами, которые были в их распоряжении год назад.


Вот именно! А вот то что возрастная регрессия вызывает обширные (в том числе и наблюдаемые) эффекты и у взрослых людей много и подробно исследовалось в эриксонианском подходе. Ну а далее следуют притянутый за уши вывод:

Итак, если в вашей памяти есть какая-то информация, оставшаяся с тех времен, когда вы не умели говорить, (12) вы не можете ее извлечь и изложить словами.


Исследования Грофа показывают, что даже пренатальный опыт вспоминается и излагается словами.

Кроме того, этот (13) эксперимент показывает, что у человека будет тем больше ранних воспоминаний, чем раньше он научится говорить.


Последнее утверждение может быть вполне справедливым, но оно никак не связано (не обосновывается) с приведенным исследованием.

В итоге - мне, хотелось бы сохранить размещение в достаточном количестве около научных ссылок как ценного материала для тренировки критики и побуждения рабочих ассоциаций. Но чтобы избежать неправильного понимания, впредь я буду обозначать их в заголовке пометкой – (кунсткамера). :) Кроме того я попробую внести такие пометки в большинство прежних аналогичных размещений.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments