Anatoly Levenchuk (ailev) wrote in openmeta,
Anatoly Levenchuk
ailev
openmeta

Categories:

Замедленное ускоренное обучение рисованию

Вчера побывал на курсах замедленного ускоренного обучения рисованию, разрекламированных anatoly.
За первый (из трех) честно отсиженный день было -- по моей оценке -- примерно 2 часа продуктивной работы, посвященной объяснению того, что рисование ничем не отличается от других творческих практик: требует измененного состояния сознания, в котором осуществляется медитативная синестезия между зрением, кинестетикой и собственно движениями ("вижу-чувствую-рисую"). По расспрашиванию установлено, что медитация ничем не отличается от медитации на предмете, она же была описана Пирсигом в "Дзен, или искусство ухода за мотоциклом" в эпизоде письменного описания подробностей кирпича, или даже монетки. Вся разница -- вместо практически автоматического словесного описания происходит "автоматическое письмо" рисующей рукой (на которую для тренировки поначалу нельзя смотреть, а для пущей необычности берется левая неведущая рука -- сознательное управление неведущей рукой происходит сложнее, а тут нужно передавить барьер сознания).

Итак, ты сидишь в дзенской медитации на предмете, а твоя рука воспроизводит твое визуальное погружение в предмет, с учетом эмоционального состояния. Соответственно (по версии первого дня), рисование сводится к а) управлению состояниями по линии эмоциональной компоненты состояний и медитативной техники повышенного осознания предмета и б) техникам реализации двигательной компоненты синестезии состояния, как рисовальной утилизации состояния.

То есть рисование -- это еще один вариант сенсорного декодера, когда в отличие от вербально-сенсорного декодера вербальная компонента ума/языка заменяется двигательной ума/руки-с-ручкой/кистью/карандашом. Сенсорно-двигательный Декодер этот работает в традиционных условиях аптайм транса: все внимание на предмете, внутренний диалог остановлен, и только Свидетелю можно наблюдать за тем, как рука (на которую, впрочем, смотреть совсем необязательно) рисует картину.

Соответственно, в тренинге были смешаны в одну кучу упражения на управления состояниями и собственно рисовательные (изобразительные, с карандашом в руках) техники декодера. Рисовали (декодировали) в итоге минут сорок за день. Маловато тренинга рисования на тренинге рисования...

Рисовательное сосредоточение на предмете требует некоторой замедленности (погружение внимания в линии какого-нибудь маленького листика папоротника может потребовать и двадцати минут, и трех часов), но эта замедленность почему-то была перенесена с собственно моментов медитаций-рисований (с понятными плюс-минус пять минут наведений/выведений вокруг этих моментов) еще и на весь тренинг целиком. Я там был все время в режиме idle. Этому способствовало и получение обратной связи тренерами путем подробного опроса каждого участника группы. Да еще попытка строить проблемное обучение для целой группы учащихся, у которых проблемы еще не появились (постоянный вопрос "какие есть еще мнения?!", когда мнений нет, а преподавателям явно говорят, что вопросы лучше бы задавали ученики, а преподаватели тут для того, чтобы на вопросы отвечать, а не пытаться вытянуть из учащихся незнаемые ими ответы насильно. Чтобы учащиеся узнали о себе или мире что-то новое, нужно им это что-то новое предложить. Пришли бы вы на лекцию по физике, и вам бы задавали вопросы -- "как вы думаете, какая природа очарованных кварков?" и настаивали, чтобы вы по этому поводу обязательно высказали свое просвещенное мнение, да еще и записывали бы это мнение на доске, да еще внимательно бы слушали каждого участника группы, что он думает о кварках и их типах -- когда эти участники про кварки и слышать не слыхали до того, а на лекцию пришли именно чтобы им рассказали про кварки, а еще лучше -- и дали попробовать. А как вам понравится часовой опрос группы, только что пришедшей на тренинг по рисованию на предмет "что такое рисование"?! Чтобы зафиксировать внимание на их нынешнем понимании и надежно заякорить его? Чтобы потом было труднее отказаться от собственных уже произнесенных о рисовании слов? Чтобы показать, насколько невежественны участники курса в преподаваемом предмете? Это я так, брюзжу -- но драгоценного времени-то безумно жалко!).

Понятно, что управлению состояниями за три дня не научишь -- тем более, что группа попалась удивительно разнородная в плане этих умений. С другой стороны, темп предъявления собственно рисовательной компоненты был настолько низок в первый день, и настолько маловероятно что сегодня и завтра дело пойдет быстрее, что я решил дальше на этот тренинг не ходить -- времени жалко.

Думаю, ежели этот тренинг полностью реорганизовать, выполнить нормальное моделирование (чтобы внятно объяснять найденные модели, а не, скажем, рисовать на доске два одинаковых слова "инсайт" для разных этапов творческого процесса, чтобы потом "проблемно" двадцать минут выяснять различность этих инсайтов -- один оказывался инсайтом идеи эмоционального/культурного содержания будущей картины, а другой -- визуальной формы), не делать упражнений, одинаково подходящих к театру, танцам и другим видам творчества, а тренировать именно рисовальные навыки -- тогда тренинг был бы не двух (из пяти) рисовальных умений за три дня, а всех и за два дня, без потери качества. Тогда я бы на такой трениг пошел. Надеюсь, такой шанс мне еще представится.

Вот эти пять умений, которые были отмоделированы (обратите внимание, что речь идет не столько об экспресии -- это делается "автоматическим письмом", каким-то чудом начинает работать "творческая часть", а именно о тренинге восприятия -- на что именно обращать внимания в своих рисовальных медитациях):
1. Восприятие линий (контур, жест)
2. Восприятие пространства
3. Восприятие света и тени
4. Восприятие пропорций и перспективы
5. Восприятие целостного образа

Надеюсь, anatoly и другие опенметисы, которые пошли на тренинг сегодня и еще пойдут завтра, напишут продолжение этого поста -- что там еще было на тренинге.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments