Anatoly Levenchuk (ailev) wrote in openmeta,
Anatoly Levenchuk
ailev
openmeta

Субстрат: дайджест июля-августа

Как-то раз Алиса в очередной раз задумалась о буквальном прочтении пресуппозиции «сознание и тело – части единой кибернетической системы». Она легко #представила Тело. С трудом, но #представила Сознание. «Интересно, -- #мелькнуло у нее в голове (голове ли? #мелькнуло у нее в где-то в... ЕдинойКибернетическойСистеме), --а какие части, кроме Тела и Сознания содержит ЕдинаяКибернетическаяСистема? Почему, например, в пресуппозиции говорится про Сознание, но молчится даже про Бессознательное? И что там может быть еще, кроме них и Тела?».

Она даже #представила ЕдинуюКибернетическуюСистему (и не спрашивайте, как это все #выглядело, и была ли Алиса ассоциирована в этих представлениях), а потом попыталась как-то #разглядеть Сознание, Бессознательное, Тело и Что-тоЕще в качестве частей ЕдинойКибернетическойСистеме. Это оказалось трудным, Алисе мешала ее начинанность: по-простому поместить сознание в мозг как-то не вязалось со знанием того, что в традициях других стран сознание у человека помещается где как – в голове, в сердце, а где и вообще недалеко от пупка (а кое-где «точка сборки» Сознания вообще находится рядом с телом за правой лопаткой). Это не говоря уж о некоторых традициях, где само сознание не такое уж единое и разные его части раскладываются по разным частям тела. В итоге Сознание как-то странно размазалось по Телу и перепуталось с Бессознательным (которое уж точно «не бралось в голову», простите за такой буквалистски-кинестетический каламбур) и Чем-тоЕще.

Алиса смекнула, что в НЛП отношения тела, сознания и бессознательного не слишком проработаны. Это было видно и по внешним описаниям: большинство шаманских практик включало в себя что-то похожее на практики телесной терапии (танцы, пассы, тренировки с особыми движениями и т.д.), а в НЛП движения предполагались в основном в порядке пространственного якорения да кое-где обращалось внимание на жесты. И никаких танцев, пассов или тренировок. Только более-менее неподвижные трансы, за очень редкими исключениями. Подозрительно бестелесное программирование, чистый софт с полным небрежением хардом.

С одной стороны, НЛП никак не предполагала конкретной схемы взаимоотношений между телом и сознанием, допускала какие-то взаимоотношения между телом и бессознательным (да хоть те же пальцевые сигналы), но поминала в своих основах какую-то дополнительную странную сущность – ЕдинуюКибернетическуюСистему (неужели Человека во всей его полноте? Тогда так бы и сказали...). C другой стороны, НЛП настаивало, что сознание живет в мозгу (ну, «в голове») -- начиная с названий книжек типа Бэндлеровской «используйте свой мозг для изменений», кончая максимами вроде «если мозг учится, то он учится быстро» и прочими отсылками всегда «в голову» -- и никогда не в сердце и уж тем более не в пупок. «Странно, -- подумала Алиса, -- как будто отцеположники не ходили к африканским шаманам и прочим балийцам, а всю жизнь безвылазно прожили только в США, да и там никогда не слышали даже индейского выражения «видеть сердцем»».

И Алиса решила, что для начала нужно как-то этот начиненный нейролингвистическими и другими программами и метапрограммами Сознания, Бессознательного и Чего-тоЕще хард обозвать специально, дать ему ментальную лексику – и нарекла она его Субстратом. В Субстрат она включила не только мозг, но и все то в теле, что было способно вмещать Сознание и Бессознательное, да кроме этого зарезервировала на всякий случай (случай ведь мог оказаться действительно совсем уж всяким, хотя она надеялась, что этот случай наступит не слишком скоро, а еще лучше – не наступит вовсе) место для чего-то внетелесного. Тем самым начальная пресуппозиция про Сознание и Тело как части ЕдинойКибернетическойСистемы зазвучала как-то подозрительно похоже на китайское «мысль ведет чи, а чи ведет кровь», а именно: «Сознание управляет Субстратом, а Субстрат управляет телом. Обратное тоже верно». ЕдинойКибернетическойСистемой (ГлавнойВычислительнойМашинойНачиненнойПрограммами) оказывался в итоге именно Субстрат – хотя понимание и стало несколько иным, нежели в начальной пресуппозиции.

Боб сказал Алисе, что ее сомнения в оправданности нагружать голову всеми мыслимыми и немыслимыми (опять каламбур! Беда с этой ментальной лексикой ;) функциями весьма правильны. Он лично ничего не знает про НЛП, не имеет поэтому предрассудков, и легко укажет Алисе на еще несколько связанных с субстратом идей (полностью укладывающихся в русло embodied cognition approach, телесного подхода в когнитивных науках).

Так, Боб указал ей, что мир (включая само Тело, как часть мира) даден Субстрату в #Ощущениях и #Представлениях, которые Субстрат нещадно путает друг с другом – и тогда говорят о синестезиях, позитивных и негативных галлюцинациях и т.д. Эти #Ощущения и #Представления необязательно кодируются VAKOL, как об этом нам говорят классики НЛП. Так, заставляет задуматься упоминание «гипоталамического глаза» в моделировании языкового языкоида (http://www.openmeta.org/100168), а также проскакивающего в обсуждениях остановки внутреннего диалога глубоко в дискуссиях журнала OpenMeta ДигитальногоЧувства (речь шла о #представлении/синестезии понятий, для которых в языке нет словесного описания), лихо обозванного «шестым чувством».

Алиса задумалась над словами Боба и решила все это отнести де-факто к большой помойке кинестетики. И тут проблема оказалась в том, что все эти «шестые чувства», да и просто чувства очень плохо локализовывались. Тело и Субстрат, казалось, были не одним и тем же – Тело с его болью, проприорецепцией и т.д. отдельно, а Субстрат с его эмоциями – тоже отдельно. Самое странное было, что в этих Субстратных чувствах нельзя было выделить и назвать субмодальности (кроме тривиальных «фокусированности» в весьма слабой привязке к областям тела, ну и «интенсивности»), а локализовывались они иногда вроде как не в теле, а за границами тела (что ни в какие рамки уже не лезло – опять простите за каламбур и неявное напоминание о Чем-тоЕще). «Добро пожаловать в терра инкогнита – абсолютно неисследованную страну Кинестезию!», сказала себе Алиса. Становилось все страньше и страньше, чудесатей и чудесатей.

Страна Кинестезия и так уже была настолько велика и неизведана, что парой странностей больше, парой меньше – уже роли не играло. Одно Алиса уяснила точно: дорога к пониманию Субстрата лежала через нее. И моделирование, начатое отцеположниками НЛП, нужно было продолжать в сторону телесно-ориентированных практик, которые в явном виде пытались программировать субстрат не нейролингвистически, а нейроневербально.

Похоже, что в теле есть намного больше «вычислительной мощности», чем можно ожидать – и не только в позвоночном мозге. И программировать эту «вычислительную машину» можно не только магией слов, но непосредственно (хотя это обычно и труднее и дольше – но зато может давать результаты, недостижимые «просто мыслью»).

Так, при моделировании Тай цзи цюань (http://www.openmeta.org/105793) выяснилось, что движениями мышц может управлять не только головной и спинной мозг, но, похоже, и древний «мозг желудка и кишечника», оставшийся нам в эволюционном наследстве аж от червяков. Тонические сокращения мышц, управляемые «пищеварительным» нервным комплексом (число клеток в котором чуть ли не сравнимо с числом клеток в головном мозге) позволяют кидать человека на 5-7 метров. Собственно, весь долгий путь тренировок тай цзи цюань заключается в пробуждении забытого эволюцией способа управления двигательной активностью: управлять мышщами тела через «пищеварительный мозг», в норме управляющий только перистальтикой кишечника да сердечной деятельностью (недаром, недаром в китайской медицине голова тесно связана с желудком, а сердце – с тонким кишечником! Как это «тесно связана»? А буквально – на меридианах отвечающие за них точки расположены рядом. Да и вообще, китаи считают, что голова только дает советы желудку, а решения принимает именно желудок). Алиса опять вспомнила о курице, бегающей по двору несколько минут без свежеотрубленной головы – посмотрела услужливо подсунутый ее Субстратом видеофильм из далекого алисиного детства. Это было уже слишком, и Алиса пошла к Чарли, чтобы пойти с ним на дискотеку, потанцевать. «И чего это люди так любят танцевать?», -- напрягался ее Субстрат по дороге...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments