Anatoly Levenchuk (ailev) wrote in openmeta,
Anatoly Levenchuk
ailev
openmeta

Октябрьские планы: изучаем чтение, чтобы научиться писать

Думаю, что всем понятно -- OpenMeta не на голом месте разворачивается, новых моделек "у нас с собой было" еще и до формального старта проекта. Но одна из основных возникших трудностей -- это письменное изложение содержания этих новых моделей. Катастрофически не хватает терминологии, понимания того, как и какими кусочками этот весь клубок моделек изложить в виде не то что Кода, а хотя бы текстов. Большинство моделей, связанных с текстами, относится к тексту устному, где всегда можно подключить невербалику, и с блеском выйти из любого затруднительного положения.

Письменные "длинные тексты" (книги статьи) имеют совсем другую структуру восприятия, нежели устная речь, там совсем другая нейрология. Если еще в построении фразы и использовании слов хоть как-то можно применить все способы, наработанные в устной психотехнологической практике -- то еще не факт, что читатель будет читать такие фразы медленно и аудиально, а не пробежит весь абзац одним гештальтным взглядом, применив свой натренированный быстрочтением глаз-алмаз.

Основной поток работ нэлперов был все-таки про устную коммуникацию с существенным задействованием невербальной компоненты. А труды литературоведов, изучающих художественную литературу нам не могут пригодиться ни по методу исследования, ни по тематике текстов (мы же тут не романы пишем, и не художественное содержание текстов оцениваем -- а оцениваем КПД передачи мыслей автора в весьма нехудожественной сфере ;)

Поэтому придется начать с некоторого условного нуля:

1. Моделирование восприятия письменного "длинного текста".

2. С использованием уже хотя бы какой-то модели восприятия разработать две модели создания "длинных текстов":

а) "поэтическое моделирование" -- используя наработки по анализу поэтического exellence, создать модели по оживлению засушенных дигитальных по сути своей "методик", "эпистемологий" и прочих аналитических текстов. "Длинные тексты" нехудожественных произведений по определению содержат большое количество абстрактной терминологии, и их дигитальное содержание свистит мимо читателей, влетая в один глаз и вылетая в другое ухо.

б) "режиссура текста" -- чтение длинного текста (минимум десяток минут, даже ежели речь идет о вариантах быстрочтения) больше похоже на просмотр кинофильма, где плотность потока событий задается монтажем, а не искусной работой оператора. Поэтому в "длинных текстах" нужно тщательно проектировать макроструктуру, а не только копаться с их дигитальностью, использованием суггестивной лексики и т.д., но и контролировать последовательность изложения на уровне крупных блоков текста. Восприятием этих длинных текстов можно управлять так же, как режиссер управляет зрительским восприятием, используя приемы монтажа.

А уж после этой работы надеемся, что наши тексты станут во много крат понятнее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments