metanymous (metanymous) wrote in openmeta,
metanymous
metanymous
openmeta

Categories:

Мост через деятельностный стык

Вчера на тусовке "Иного" меня долго пытали: как я собираюсь делать стык деятельностного и психического, ибо деятельностное (интересы-concern) это одно, а психическое (values, attention, intent - как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного) это совсем-совсем другое. Да, я отчётливо это понимаю. Именно простроить вот этот немыслимый стык и есть моя задача (и дальше на эту тему я буду писать в openmeta, хотя не уверен, что ежедневно). И тогда деятельностному смогут помогать и психопрактики, в том числе усиленные нейротехнологиями. Впрочем, новые лингвистические практики (ибо лингвистика оказывается в разы более "нейро", чем раньше можно было себе представить) тоже помогут.
http://ailev.livejournal.com/1231492.html


Через немыслимый стык и даже пропасть между деятельностным и психическим давно уже проложены три капитальных моста трёх теорий. Правда, утверждать, что по этим капитальным мостам осуществляется магистральное движение мысли и практики нельзя:

(1) Первый мост сконструирован на языке физиологии ВНД. Тео́рия функциона́льных систе́м — модель, описывающая структуру поведения; создана П. К. Анохиным. Вот, центральная "мандала" этой теории:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC

http://geektimes.ru/post/101733/
https://www.google.ru/?gfe_rd=cr&ei=TyNbVp2gNJbGsAHx5KSIBA#newwindow=1&q=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8+%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%BE+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%85

(2) Второй мост соединения деятельностного и психического сконструирован на языке психофизиологии восприятия. Дж.ГИБСОН "Экологический подход к зрительному восприятию". В разработках Гибсона восприятие есть деятельность по извлечению информации. Сознание есть восприятие. Таким образом, сознание есть деятельность по извлечению информации.  И т.п.

(3) Третий мост это "Теория деятельности" А. Н. Леонтьева- С.Л. Рубинштейна. Язык - теоретический/философский.

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(А.Н.Леонтьев)

Т. д., рассматривающая личн. в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева .

Предмет рассмотрения в Т. д. – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, истор., онтогенетич. и функциональном аспектах.

Генетически исходной явл. внеш., предметная, чувственно-практич. деятельность, от которой производны все виды внутр. психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-истор. происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности явл. предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла .

Действие в Т. д. внутренне связано с личностным смыслом. Психол. слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структ. место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции – это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.

В Т. д. введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Вместе с рождением действия этой, гл. "единицы" деятельности чел., возникает и основная, обществ, по своей природе "единица" человеч. психики – смысл для чел. того, на что направлена его активность. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности. Вместе с изменением строения деятельности чел. меняется и внутр. строение его сознания.

Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг мотива на цель" и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания. Далее предполагается переход к внутр. психическим процессам, появляются внутр. действия, а впоследствии – формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутр. деятельность и внутр. операции. Идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внеш., практической, и обе они суть осмысленные и смыслообразующие процессы. Гл. процессами деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъект, образу действительности, и экстеориоризация ее внутр. формы как опредмечивание образа, как его переход в объективна идеальное свойство предмета.

Смысл явл. центр, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психол. интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности. ...
http://psylib.org.ua/books/psiteol/txt33.htm

Психологическая теория деятельности (часть 3): мотивы и сознание; мотивы и личность; развитие мотивов, внутренняя деятельность, деятельность и психические процессы

Психологическая теория деятельности (часть 2): мотивационно-личностные аспекты деятельности, потребности, мотивы, особенные деятельности

Психологическая теория деятельности (часть 1): действия и цели; операции; психофизиологические функции
http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=610



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment