Denis Kolesnikov (Denis Kolesnikov) wrote in openmeta,
Denis Kolesnikov
Denis Kolesnikov
openmeta

Categories:

Рациональное мышление. Постнеоклассическая версия.

Что такое рациональность? Вопрос не из лёгких, но мы ограничимся бытовым представлением - рациональность - это такая изворотливость ума, позволяющая поделить что-то на части и это что-то лучше понять.

Теперь вопрос посложнее - что такое мышление, что скрыто за процессом, производящим мысли? Способность к мышлению была открыта философами древности - это способность поставить вопрос так, чтобы на него не годился абы какой ответ. Вопрошание является замком, а мысль определённого содержания - ключом к замку. Обычно такая мысль оформляется в виде концепта, имеющего специальное имя.

Так, Чарльз Дарвин задумался, как могло возникнуть многообразие видов вокруг? До него господствовало представление о “созданных видах”, людям не представлялось возможным объяснить иначе почему же виды так хорошо приспособлены к своей среде - птицы летать, а крокодилы устраивать засады в воде. Дарвин предложил новую мысль - что достаточно изменчивой наследственности и отбора - и этого будет достаточно для запуска процесса постепенного приспособления вида к среде. Этот концепт известен под названием эволюция.

Но оказывается, уметь представлять содержимое концептов, быть “умным” - это ещё не всё. Не менее важно уметь понимать концепты. Понимание требует удержания разницы в состояниях “до” и “после”. Понимание эволюции - это не только знание научпопа как эволюция хорошо предсказывает состояние мира, это также знание о том, как можно быть непросвещённым и не знать этого.

Какое это имеет отношение к рациональному мышлению? Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим историю рациональной мысли.
Классическая рациональность (https://wiki.lesswrong.com/wiki/Traditional_rationality) занимает длинный промежуток - от Декарта до Фейнмана. Её отличает представление об Истине как о скрижалях, на которых высечены незыблемые законы, которым подчиняется Вселенная и всё в ней. Классическая рациональность пользуется языком социальных норм. В её представлении любой дееспособный человек рационален ( Джон Серль Рациональность в действии ) - и его задача осуществлять прирост знания, задавая природе нужные вопросы путём тестирования гипотез и коллекционируя успешные ответы.

Неоклассическая рациональность (например, в LW-версии https://wiki.lesswrong.com/wiki/Less_Wrong_Canon_on_Rationality) идёт дальше и делает поправку на несовершенство человеческого восприятия и мышления, на систематические когнитивные искажения. С целью преодоления искажений делается ставка на байесианскую, вероятностную логику вместо бинарной аристотелевской. Для неоклассической рациональности характерен вычислительный подход, направленный на перевод интуитивного представление о мире в формальную модель, поиск оптимума в ней, и переупаковку результатов обратно в интуитивные представления. Ключевой концепт - откалиброванная уверенность, достигаемое в ходе тренировок состояние равновесия между быстрым интуитивным представлением и медленным формальным. Истина представляется “многослойной” - всё более глубокие уровни труднее добыть и дороже удерживать, зачастую достаточно закэшированных грубых приближений, но прогресс - это результат движения общемирового процесса вычисления карты к реальности, гипотетической точке, где обновление уже не будет происходить и карта совпадёт с территорией.

Эта история была бы неполной, если бы в ней не было постнеоклассической рациональности. Истина в первую очередь сложна, иногда настолько, что в одной голове не хватает когнитивных ресурсов для удержания её целиком. Что можно сделать с тем, что Истина может видеться под настолько разными углами, что может показаться, что нет чего единого, только множественное? Постнеклассический ход в рациональности сосредоточен на способности понимания - как можно удерживать представления о предельно различных вещах, невозможных одновременно? Ответ и нов, и удивительно стар: да, надо делить, но не столько мир, сколько себя, свои когнитивные архитектуры, между которыми учишься переключаться.

Предлагаемая версия рациональности основывается на 2ух viewpoint’ах - статической логики (даже если она байесианская и учитывающая массу свидетельств в куче возможных миров) и динамической эпистемической логики, в которой моделируется возможное обновление модели мира с последующей пересборкой когнитивной архитектуры мыслителя. Без хорошей статической логики происходит провал в моделировании мира, без хорошей динамической логики происходит провал в моделировании себя. Cила рационалиста состоит в способности быть озадаченным вымыслом (о возможном мире и возможном собой в нём) больше, чем реальностью (наблюдаемым миром и актуальным собой). Если ты одинаково хорошо объясняешь любой исход (обновления своих представлений), то знаний (о себе) у тебя — ноль. Быть рациональным - значит позволять идеям умирать вместо себя, даже если это идеи о когнитивной архитектуре, о “правильном взгляде на мир”.  Рациональность, заданная через умение переключаться между разными представлениями и упором на онтологизацию понимания, оказывается доступнее для выведения на уровень классической инженерии:
И самое прекрасное, что все 3 линии рациональности сосуществуют параллельно, в этом прелесть когнитивной эволюции. Содержание новой линии рациональности сконструировано, осталось найти тех, кто готов оплатить его разворот до продуктов, наносящих непоправимую пользу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment