Anatoly Levenchuk (ailev) wrote in openmeta,
Anatoly Levenchuk
ailev
openmeta

Предмет, Курс, Школа

Вчера состоялся семинар по проекту ОЭП, где я от лица OpenMeta критиковал их ПраксеологическийКод (они называют его Учебник ОЭП -- "обществоведение, экономика, право"). Многие присутствующие согласились с предложенной моделью, я ее тут кратенько зафиксирую:

В написании Кодов три различных деятельности и круга обсуждаемых вопросов (далее числа приводятся только для примера, но число 60 я когда-то получал опытным путем, подсчитывая понятия в нескольких школьных учебниках):

1. Предмет. Обсуждается круг понятий, минимальный для обучения предмету. Цель: из 386 перепутанных понятий, которыми пользуются авторы Кода и которые про этот предмет из литературы путем полной переработки списка вывести 60 понятий, в терминах которых ученики способны обсуждать все явления кодируемой предметной области. Итог -- текст "научной статьи о коде", который никак не годится для обучения. Научный факт: выбрать правильные 60 понятий невозможно, ежели целью является написание "научной статьи, фиксирующей 60 понятий вместо нынешнего бардака из 386 понятий", а не ставится задача получить в итоге учебный код. На этом этапе крайне важны эпистемологические рассуждения (что в предмет попадает из метауровня, позитивистский ли это подход, и вообще из естесственнонаучного ли цикла этот Предмет, влияет ли язык на мышление о Предмете, какой инструментарий используется для фиксации онтологии и т.д.). Ключевое слово -- онтология.

2. Курс. На этом этапе ставится задача получить 90% КПД обучения (9 учеников из 10 после прохождения курса смогут обсуждать некоторый круг явлений в терминах 60 понятий, зафиксированных в Предмете). На этом этапе применяется модель трехролевого обучения (Алиса учит замотивированного Боба, который учит незамотивированного Чарли. Это у Боба должно быть 90% КПД). На этом этапе необходимо написать такой ДлинныйТекст, в котором есть два уровня: а) денотационный (чтобы ученики сознательно понимали и могли объяснить другим людям значение каждого из 60 понятий Предмета, а также связи между ними. Это message для сознания ученика) и б) коннотационный (поскольку предмет сложный, и его территория и даже карта не описываются в принятой системе из 60 понятий, нужно передать много больше информации, нежели просто онтологию. Это делается "художественной упаковкой" -- применяется МодельДлинныхТекстов, в которой упор делается на messages для Субстрата ученика). Этот коннотационный слой работает с НастроемНаИзвлечениеЗнаний ученика, а также привязывает Предмет к реальному миру, стимулируя ученика не путать карту и территорию, давая много больше информации о возможных картах и их структурах, нежели дает денотационная (явная, понятийная) структура текста. Тут же -- упражнения, получение обратной связи и прочее про эффективность обучения и метанойю.

3. Школа. Тут ставится задача о получении большого числа обученных Чарли и возникающие при этом этические (школа -- это аппарат государственного насилия, втюхивающий какую-то идеологию в невинные мозги нежных младенцев из разных культур) и организационные проблемы (как пролоббировать Минобраз, чтобы курс пошел в школы, ежели было решено, что авторы не твари дрожащие, а право имеют). Ключевое слово: этика.

Важно не путать в обсуждении эти три разных деятельности, хотя они и крепко связаны (особенно Предмет с Курсом, ибо без удерживания в голове Курса как цели, Предмет получить невозможно).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments