Anatoly Levenchuk (ailev) wrote in openmeta,
Anatoly Levenchuk
ailev
openmeta

Categories:

Режимы работы Субстрата и сновидческие практики

Disclaimer: данный текст ни в коем случае не должен считаться руководством к действию, ибо а) непонятна техника безопасности по работе со всеми этими НастроямиСознаниями (сами понимаете, неумело можно Субстрат не столько Настроить, сколько Расстроить ;) и б) это тема отдаленного будущего, когда у нас будет отработана модель ДлинныхТекстов. Сейчас же этот постинг можно рассматривать как упражнение в переводе странных теорий психологии (в данном случае -- теории Кена Уилбера, кратко изложенной в A Summary of My Psychological Model--Or, Outline of An Integral Psychology) на введенное нами множество понятий Метлана.

Итак, начитавшись Ken Wilber: меня порадовало, что нашел более интересное, чем у Питера Врицы моделирование НастроевСознания (эта статья Врицы была опубликована в NLP World и даже переведена на русский. Желающие могут поискать ссылку, а я пишу пока по памяти). Ибо у Врицы это феноменологическая модель "духовного религиозного опыта" ("бывает так, а бывает и эдак"), а у Wilber подводится простое и изящное практически нейрологическое (100% модель) обоснование этого опыта, не слишком привязанное к "духовности" и даже к религии (просто в этих областях подобные состояния спонтанно случаются чаще, чем в обыденной жизни; либо есть специальные практики, к ним приводящие). Брайен Ван дер Хорст рассказывал на семинарах, что это нейрологическое обоснование просто проверяется в эксперименте: они снимали электроэнецефалограмму с самого Кена, когда он вгонял себя в разные НастроиСознания -- и все режимы работы мозга (бодрствование, дрёма, сон, глубокий сон) явственно были видны на энцефалограмме, в то время, как Кен продолжал разговаривать с удивленными экспериментаторами. Брайен сказал, что есть видео с этим экспериментом.

Я ввожу термин НастроиСознания вместо "состояний сознания" (state of consciouness), ибо в ОпенМете мы считаем Человека состоящим из отдельно сознания и отдельно отелесненного бессознательного (Субстрата). Состояния субстрата мы недавно обозвали Настроями (избавившись от излишней дигитальности и статичности в термине), поэтому состояния субстрата (режимы работы отелесненного бессознательного), связанные с особенностями работы сознания тоже логично было бы назвать НастроиСознания. В таком названии (вместо "состояний сознания") акцент делается не столько на само состояние сознания, сколько на состояние субстрата -- отелесненного бессознательного. Мне кажется, что такой неожиданный акцент от введения нашей терминологии крайне упрощает все рассуждения в данной замутненной поколениями эзотериков и прочих мистиков области.

Уилбер практически подтверждает такую теорию, где сознание "живет" на Субстрате, имеющем разные Настрои. Эти Настрои настолько разные, что я бы ввел для их названия особое слово -- Режимы. Но я пока боюсь это делать прямо сразу -- ибо НастройСознания в нашем языке уже означает упоминание субстрата через само слово "настрой", а вот РежимСознания новичок в ОпенМете может приписать не субстрату, а самому сознанию, чего не хотелось бы). Эти Настрои/Режимы предопределены биологически, любой человек (и не только человек ;) их имеет: бодроствование, дрёма/быстрый сон, глубокий сон. Наш Субстрат ежедневно бывает в этих Режимах, и по нескольку раз.

То, что я вычитал у Кена, очень похоже на базовый посыл НЛП о человеческом опыте, который "внутри" представлен теми же зрением, слухом, нюхом и т.д., ибо ничего другого вообразить человек не может. Кен так же говорит, что все эти "состояния высшего опыта" представлены теми же режимами работы субстрата, которые доступны любому человеку, даже ребенку: бодрствование, дрёма, глубокий сон. И демонстрирует это в эксперименте. Это и подкупает: 100% модель.

Такой подход объясняет, почему все эти "духовные и религиозные опыты" спонтанно появляются у разных людей независимо от любой психической тренировки и выбранной или невыбранной религии (как это подробно описывал Питер Врица в своем моделировании). Проявляются, поскольку для любого человека эти Настрои привычны, люди их имеют подолгу ежедневно. Непривычно только то, что Сознание может работать в каждом из этих Настроев/Режимов, а не только в бодрствовании. Кен утверждает, что может влегкую, только без тренировки -- оно в этих режимах может находиться временно. При тренировке Сознание может работать в других Настроях/Режимах постоянно, в этом и есть ВеликаяФишкаЭзотеризма. Он говорит, что в тренировке можно развить последовательное удержание Сознания в этих следующих в дополнение к обычному "высших" (или "трансперсональных" по другим традициям называния) НастрояхСознания, которые соответствуют дрёме и глубокому сну. Кен подчеркивает, что "традиции мудрости" (всякие там веданты, нагвализмы и прочие) считают, что Сознание в этих Настроях находится не в главном Теле, а в "тонком теле" при дрёме и "очень тонком теле" при сне, и тем самым сознание всегда связано с соответствующим телесным Субстратом, никогда сознание не отрывается от тела. Для нас, думаю, эта гипотеза (как минимум, пока) излишняя -- можно просто считать, что само Тело и его неотъемлемое бессознательное могут находиья в существенно разных "аппаратных" Режимах, отсюда и существенно разный опыт сознания.

Дальнейшее рассуждение Кена про то, что Сознание внутри каждого Режима может иметь несколько четко различающихся уровней Структуры (он считает, что по два-три уровня структуры на каждый Режим) мы пока легко можем отнести к вариациям Настроя, раз уж сами Режимы оказались такими Настроями.

Главное у Кена -- это то, что временно все эти Режимы и их Подрежимы/СтруктурыСознания любой человек может испытать безо всякой тренировки в любой момент, ибо это всего-навсего задействована "аппаратура", которая и так ежедневно упражняется со сном -- просто Сознание может случайно задрейфовать в другой Режим (точнее наоборот -- Сознание остается, а Субстрат дрейфует по Настроям в сильно другой Настрой/"аппаратно" другой Настрой/другой Режим. Другое дело, что для постоянного пребывания Сознания в другом Режиме нужна тренировка, которая делает доступными для полноценной сознательной деятельности последовательно все

Подрежимы (Кен их насчитывает штук так девять, говоря, что разные традиции различают их от 6 до 12). Опять же, "уровни" тут только в том, что постоянно удерживать Сознание в каком-то Подрежиме (точнее -- удерживать Субстрат в каком-то Подрежиме, чтобы он не удрейфовал из-под Сознания ;) можно только тренируя Субстрат последовательно на эти уровни. А ежели дрейф спонтанен -- то он идет безо всяких "уровней", из любого в любой. Нам это замечание важно, ибо оно может вводить понятие ЦепочкиНастроевСубстрата/Сознания, каждый из которых нужно развить и закрепить, перед тем, как попадать в нужный -- эта модель может быть важной компонентой каких-либо стратегий обучения, необязательно обучения удерживанию Сознания в рыпающегося из-под него в разные стороны Субстрата. Понятно, что длительная тренировка дает трансформацию, метанойю. Он еще обсуждает "патологии", заключающиеся в недостаточности развития какой-либо уровневой ступеньки перед тем, как тренировать следующие уровни (так и вспоминаются страницы книжки одного из толтеков про строгую последовательность в развитии ОсиСновидения, и патологий, вызываемых этими несоблюдениями). Хотя сам Кен обсуждает это развитие/тренировку каждой ступени/подрежима в странных категориях развития "морали", "мышления", "осознания себя".

Мы не будем сейчас обсуждать природу этих Подрежимов (хотя есть намеки: скажем, при гипотезе "настоящих трех тел", каждый из соответствующих Субстратов может быть в трех режимах, что дает нам всего девять Режимов -- ФизическоеТелоБодрствует, ФизическоеТелоДремлет, ФизическоеТелоСпит, ТонкоеТелоБодрствует, ТонкоеТелоДремлет, ТонкоеТелоСпит, СверхтонкоеТелоБодрствует, СверхтонкоеТелоДремлет, СверхтонкоеТелоСпит). Оставим это тем исследователям, которые захотят моделировать exellence в йогистике ;)

А теперь желающие опенметисы идут и читают заново все труды Кастанеды и прочих толтеков, где поминаются сновидческие практики (не пойдем же мы читать всякие там йоги и ламаизмы, как это делал сам Кен ;). И можно также вернуться к разговору про Первое,Второе,ТретьеВнимание. И можно подумать о том, в каком Подрежиме лучше вести МоделированиеЧеловеков (а то, что оно ведется в специфических ПодрежимахСубстрата/НастрояхСознания, а не просто так, представляется уже очевидным) и вообще, куда можно приспособить доступность Сознанию других, нежели обычное бодрствование и внимание Режимов и их Подрежимов.

И никакой мистики, религии и прочей эзотерики -- только вполне биологически обсусловленные разные режимы работы тела, во всех из которых Субстрат бывает каждый день. Почему Сознание не следует в эти режимы столь же автоматически и ежедневно у большинства людей, и нужно ли это эволюционное "достижение" исправлять (как говорят программисты -- "бага это или фича?" ;), является отдельным вопросом.

Это я все отвлекаюсь от моделей ДлинныхТекстов, которые нам нужны в том числе и для того, чтобы писать такие постинги.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments