Anatoly Levenchuk (ailev) wrote in openmeta,
Anatoly Levenchuk
ailev
openmeta

Categories:

ДлинныеТехники и пресуппозиции НЛП.

Получился очень длинный ответ на реплику metanymous, поэтому публикую сразу в ленту. Заодно это и некоторые мысли на тему о "развитии личности", поднятую greenogr наряду с "15+2 грехами НЛП".

Предварительно замечу, что переводы Уилбера "Очи духа" и "Око духа" весьма и весьма различаются по качеству. Мне представляется, что "Око духа" (книжная версия) много лучше, внятней и безошибочней (в "Очи духа" создается впечатление, что пропущены иногда даже куски фраз). Поэтому часть цитат я привел "по книге", а не "по файлу". Лучше купите книгу в каком-нибудь Озоне, ежели все-таки надумаете прочесть. Еще удивительно: большинство цитат я привел из Примечаний, а не основного текста. Это даже немного странно (хотя Уилбер так и предполагал: примечания для продвинутых аспектов обсуждаемых проблем).

И последнее предложение: нельзя критиковать отцеположников, не прочтя их книг (а еще лучше -- не попробовав на практике их методов). Думаю, так же точно нельзя критиковать Уилбера как минимум не прочтя хотя бы одной его книжки (а еще лучше -- не попробовав на практике хотя бы одной его методики). Все-таки двойного стандарта, делящего авторов на "своих" и "не своих" у нас не должно быть -- хотя я в такой бесстрастно-научный подход и не верю ;))

ailev> И еще замечание: сами уровни развития ускоренно проходятся при расширенной медитативной практике (то бишь при различных трансах).
metanymous> А вот у нас в Метлане есть знак "вместо крепкого выражения"?

Есть, и не один: %:?*( или №;:%: или ?*(:( или *?:№ или !№%: и т.д. ;)))

metanymous> Ну не имеет НеОЧемНеизвестноКакМедитацияУилбера к НЛП никакого отношения!
а) медитация не Уилбера. Просто Уилбер об этой медитации наиболее внятно пишет -- сравнивая всех этих заумных Ауробиндо и прочих мудрецов, которых я читал. Уилбер как раз занимается понятизацией на верхнем уровне: чем крайне ценен. Он, IMHO, не столько придумывает какие-то свои модельки, сколько понятизирует имеющиеся, очень аккуратно относясь к тому, чтобы не выпасть из мейнстрима просто из-за языковой несовместимости. Тем самым я с удовольствием бы задействовал некоторые понятизационные находки Уилбера. Мне непонятно, почему вы готовы черпать из йогов их практики и понятия типа той же праны, а обсуждение праны и четырех-пяти аналогичных понятий у Уилбера игнорируете.

б) известно о чем, известно как: медитации бывают разные (хотя Уилбер, к моему сожалению, мало распространяется о техниках, он обращается к продвинутым в этом вопросе читателям, а их продвинутость ограничивается, увы, "классическими" допотопными техниками -- включая неявные медитативные техники типа "бега трусцой"! Собственно, и я, говоря о медитации, имею ввиду "трансовые" трансформативные практики, ДлинныеТехники -- в том числе и полученные из моделирования, а не из "истории психотерапии"). Вот пример разнообразия типов этих "медитаций" и избирательности их применения в разных случаях:
Разнообразные трансформативные практики включают (двигаясь вверх по спектру): практики физического или грубого тела (хатха-йога, диета, пищевые добавки, регулирование веса, аэробика; “физическое” также включает воздействие фармакологических факторов, какой бы уровень они не проясняли); эмоциональная терапия (терапия эмоционального катарсиса); биоэнергетика; психоаналитическая и другие глубинные терапии; гипнотерапия; сценарий, роль и когнитивная терапия; экзистенциальная терапия; кундалини-йога; йога божества; нада- и шабд-йога; цогьял и спонтанная лучезарность; випассана, каузальное вопрошание, медитация свидетельства; шикантаца, тречкод; сахадж и вхава-самадхи. (Это просто лишь очень краткое перечисление трансформативных практик, обращающихся к различным уровням спектра сознания; список ни в коем случае не полон).
Таким образом, исследовательскую программу заявить очень просто: определить клиническими методами, как каждая из этих трансформативных практик влияет на каждую из главных линий развития.
Затем, основываясь на психографии клиента и знании о влиянии различных трансформативных практик на каждую из линий развития, можно предписать интегральную терапию, которая бы наилучшим образом (1) вновь нормализовала тело-разум ищущего помощи индивида; (2) задействовала пост-формальное развитие, если это желательно.
Вот несколько ярких примеров:

* Клиенту с пограничной патологией, импульсивным эго, до-конвенциональной нравственностью и расщепляющимся защитным механизмом можно назначить: терапию построения структур, библиотерапию, регулирование веса, пищевые добавки, фармакологические препараты (если требуется), вербализацию и нарративное обучение и очень краткие сеансы сосредоточенной медитации (но не медитации развития осознания, которая, как правило, демонтирует субъективную структуру, которой пограничный индивид еще адекватно не владеет).


Ну и так далее: это я просто взял из раздела про трансперсональную психологию, поэтому такой "клиент-ориентированный", а не код-ориентированный заход.

в) вот перечисление трансформативных практик по Уилберу:
В этот период эволюции оказывается, что существует относительно мало практик, которые могут задавать темп более высокого постформального развития. В их число в первую очередь входит медитация и интегральные трансформативные практики; а также (но в гораздо меньшей степени) несколько форм психотерапии, активные занятия искусством или спортом (интенсивная тренировка таланта или линии развития); редкие случаи использования психоделиков; холотропная работа с дыханием и другие йогические манипуляции с грубым тело-разумом; смертельно опасная болезнь или несчастный случай; милосердие.

Я бы считал, что эти трансформативные практики как раз и можно ускорять (то есть для развития модельера-опенметиса можно предложить намного лучшие и аккуратные интегральные трансформативные практики, нежели существующие сейчас. Интегральные я понимаю именно так, как у Уилбера -- "всесекторные" как минимум, и, наверное с кое-какими оговорками, "всеуровневые", я еще не разобрался с ценностью "всеуровневости", мне непонятно, что могут делать "пост-просветленные" из того, что не могут делать "недопросветленные". Уж больно пропагандой и предписанием пахнет от соответствующих мест во всех источниках знаний об этом, включая книги Уилбера. У меня есть подозрение, что с просветлением все и так, и не так -- и "просветленный модельер" может быть вполне эффективен по сравнению с "просто модельером", но еще нужно понять, не убежит ли этот просветленный в ближайший монастырь или ашрам, начитавшись того же Уилбера ;)

г) собственно про ускорение развития (на примере теста развития личности Левингер):
Например, один процент людей из контрольной выборки, произведенной в колледже, достигли двух высших стадий по Левингер (автономной и интегрированной), тогда как в аналогичной выборке из регулярных практиков медитации этих стадий достигли тридцать восемь процентов. Кроме того, “обзор более чем двадцати опубликованных исследований (включающих примерно семь тысяч субъектов) показал, что высший уровень развития среднего эго, полученный в любой из взрослых выборок, представлял собой “сознательную” стадию [над которой располагается индивидуалистическое, автономное и интегрированное]. К тому же, ни одному из вмешательств, призванных способствать развитию, не удалось стимулировать рост за пределами сознательного уровня”. То, что эти 38 процентов прорвались через этот потолок, достаточно необычно. Кроме того, если тест Левингер слегка модифицировался с целью повышения чувствительности к высшим стадиям, 87 процентов из одной выборки практикующих медитацию прорывались сквозь сознательный барьер, при этом 36 процентов достигали автономной, а 29 интегрированной стадии. Alexander et al. (1990), стр. 333.


Далее дискуссия может уйти только в одну сторону: а что именно меряет тест Левингер (прямое перемоделирование), и нельзя ли это получать, если уж так нужно, более простыми методами, нежели медитация?

Кстати, и сама медитация-по-Уилберу/традиционалистам IMHO устроена совершенно неприемлемо: он приводит пример из своего опыта, как из нескольких сотен человек медитирующих на каких-то курсах только двое достигали заданного состояния (он все страдает, что на высоком уровне развития находится мало человек в мире). Собственно, это останавливает от того, чтобы считать "просто медитацию" необходимыми нам методами подготовки модельеров!

metanymous> А местоДуха в итоге по Уилберу окажется (вот такое у меня СущностноеПредугадывание) прямо в зрачках этого ОсахараОтФилософии.
Да, именно так: "100% духа пребывает в вашем восприятии прямо сейчас":
Неким образом, независимо от вашего состояния, вы полностью погружены в среду, в которой содержится все для совершенного просветления. Ответ — прямо перед вами. Сто процентов Духа пребывает в вашем восприятии прямо сейчас. Не 20 процентов, не 50 процентов, не 99 процентов, но буквально 100 процентов Духа находится в вашем осознании прямо сейчас — и фокус состоит в том, чтобы понять это непреходящее состояние вещей, а не изобретать будущее состояние, в котором Дух заявит о себе.


ailev> Поэтому возможность "прихвата" того или иного набора пресуппозиций тренерами зависит от тех типов транса и продолжительности в них нахождения, в которые они попадали при обучении.
metanymous> Ну Бандлер выразился определеннее про ценность развития в ПростоТакТрансовомОбщении с подсознанием - подсознание многих так же идиотично как их сознание.


Опять же: я бы говорил не просто об идиотичности (думаю, многие действия Бэндлера мне показались бы не менее идиотичными, чем ему -- мои), а о личности, как реализации некоторого набора пресуппозиций. А вот этот набор пресуппозиций, как я понимаю, и задает уровень развития -- и может быть померян тестами типа Левингер (сразу оговариваюсь, что отдельные тесты меряют только одну из указываемых Уилбером двух дюжин основных линий развития -- моральное, спортивное/художественное и т.д.). Более низкие уровни развития, естественно, выглядят идиотическими, ежели ты переполз вверх по какой-то конкретной линии.

Легко Бэндлеру бросаться афоризмами. Нелегко предлагать техники, как исправлять ситуацию (но легко исправлять ситуацию, как и бросаться афоризмами). Пусть научит, что делать при встрече идиотизма! Вон, у меня ребенок полутора годиков: совершенный идиот, и фраза Бэндлера к нему полностью применима. Но он мой "клиент" на много лет, и я надеюсь, что этот идиотизм у него пройдет (с моей, или без моей помощи).

Я попытаюсь переформулировать свое начально утверждение в чуть другом языке, избегая эмоционально-окрашенных слов типа "медитация": "Возможность "прихвата" того или иного набора пресуппозиций тренерами зависит от тех типов ДлинныхТехник и продолжительности их практикования, в которые они попадали при обучении". Я не думаю, что мы быстро придумаем, как некоторые трансформационные ДлинныеТехники заменить КороткимиТехниками.

ailev> Я боюсь, что в российской версии НЛП-обучения ни типам транса-времени-обучения, ни (а это может оказаться ключевым)
metanymous> Транс х на Время х Обучение = несущественному для достижения МетанойиНЛП набору процессов.


Тип транса у меня -- это тип ДлиннойТехники. ДлиннаяТехника, увы действует пропорционально времени. Сначала появляются пиковые достижения (время от времени), потом платовые (устойчивый доступ к), затем тренируемое свойство входит к постоянно задействованным субстратом. Вот этих различений никто не делает, ДлинныеТехники не отличают от "просто упражнений" и "приемов работы", нет контроля за освоением и прохождением трансформации-метанойи и т.д.

ailev> его продолжительности не уделяется должного внимания,
metanymous> по этой логике сон - природных транс является панацеей от всех видов глупости?


А с чего бы это сон был именно тем трансом, о которых мы говорим?! Что, сон является какой-то трансформативной ДлиннойТехникой? Впервые слышу.
Я ведь все время подчеркиваю, говоря о трансе, о важности его типа. Разные типы трансов являются панацеей от разных глупостей.

Кстати, есть трансы, которые тренируют сохранение осознания во сне (и быстром и медленном). По Уилберу это является как раз панацеей от некоторых типов глупости (но опять-таки не всех).

(В сторону, задумчиво): а отчего это тут сразу такое обилие генерализаций пошло? И трансы вдруг стали "любыми" и глупости "всех видов", и "панацея" вдруг откуда-то взялась? С чего бы это такой язык появился?

ailev> поэтому и с пресуппозициями оказывается не все просто.
metanymous>С ними как раз все кристально просто


Я имею ввиду, что отдельный человек принять предлагаемый НЛП набор пресуппозиций может только после длительной работы, используя специальные ДлинныеТехники (может даже, и некоторые специальные виды трансов/медитаций). То есть нельзя сразу "стать нэлпером, приняв пресуппозиции". Нужно поработать, чтобы принять пресуппозиции, после чего (вследствие чего) и стать нэлпером. И еще -- что можно померять и готовность к принятию этих пресуппозиций, и оценить необходимую последовательность стадий развития до возможности принять эти пресуппозиции, и еще про возможность измерения степени принятия пресуппозиций каждым отдельным нэлпером, будь он хоть практиком, хоть тренером. И это даже не касаясь конкретного содержания этих пресуппозиций. Содержание пресуппозиций может послужить темой для отдельного "разбора полетов"

А что именно у вас кристально просто с преуппозициями? О чем вы?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments