?

Log in

No account? Create an account
OpenMeta's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends]

Below are 20 journal entries, after skipping by the 20 most recent ones recorded in OpenMeta's LiveJournal:

[ << Previous 20 -- Next 20 >> ]
Wednesday, February 24th, 2016
3:59 pm
[ailev]
Доклад "Инженерия психики"
Я собираюсь выступить на тему инженерии психики на конференции "Ясный ум" 28 февраля 2016г. -- http://crystal-mind.ru/ (ежели чего, промо-код 2016 даёт там скидку 20% на билеты "стандарт" -- мне этот код сообщили, как докладчику, ежели кто захочет туда попасть).

К этому выступлению я подготовил слайды (http://www.slideshare.net/ailev/ss-58654585):


Я сделал там несколько новых маленьких шагов:
-- чётче прописал выход в инженерию от текущего ремесленничества
-- указал на CPS Framework как пример задания нового типа объектов в инженерии
-- намекнул на особость терминологии жизненного цикла (в сравнении с другими инженериями) и привёл пару других инженерий, где тоже "плохая модульность" и нет поэтому классической интеграции сборкой из частей
-- ввёл критерий для употребимости типовой архитектуры психики для обсуждения интересов в условиях появления машинного интеллекта (активного экзокортекса) и дальше нейровеба, киборгизации тела и прочих чудес происходящего сегодня в сфере технологий
-- предположил, что воля, бессознательное, сознание, тело, экзокортекс и экзотело это всё-таки компоненты, а не модули. Мы обсуждаем на них "как работает", а не "из чего и как сделать". Раньше я склонялся к тому, что это модули и обсуждать там нужно интерфейсы, а не связи. Хотя, конечно, часто в технике компоненты и модули соотносятся друг с другом как 1:1
-- наметил платформенный стек (от частей личности/психогомункулюсов в прикладном слое, через собственно "психику" как операционную платформу, к субстрату как физиологической/технической платформе
-- наметил какой-то Roadmap с вопросами, на которые нужно отвечать, и проблемами, которые нужно решать.

Я понимаю, что без подробного рассказа все эти слайды невнятны и малопонятны, но всё одно публикую их заранее -- до конференции ещё пара дней, вдруг я что-то важное упустил, а мне тут подскажут?

UPDATE: в фейсбуке маленькая дискуссия тут https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10206517722835878 и тут https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10153227887166784&set=a.10150210308441784.317711.711006783&type=3&comment_id=10153228906926784&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R0%22%7D
Friday, January 22nd, 2016
11:15 am
[ailev]
Машинное распознавание эмоций -- уже не rocket science
Вот тут 20 облачных приложений, которые смогут распознать эмоции по картинке лица, тону голоса и тексту: http://nordicapis.com/20-emotion-recognition-apis-that-will-leave-you-impressed-and-concerned/

Ещё год-два, и эти сервисы выйдут за пределы анализа именно эмоций. Будет, так сказать, "инструментальное НЛП".
Wednesday, December 16th, 2015
11:03 pm
[ailev]
Фармакопсихопрактики
Восхитительный метод снятия арахнофобии: http://www.biologicalpsychiatryjournal.com/article/S0006-3223%2815%2900313-3/abstract (две минуты демонстрации тарантулов после разового приёма бета-блокатора приводит к амнезии фобической реакции, как минимум на год -- проверили двойным слепым методом).

Пересказ по-русски: http://hi-news.ru/research-development/uchyonye-nashli-sposob-izbavleniya-ot-araxnofobii-vsego-za-paru-minut.html

Теперь бы ещё сделали таблетку не для забывания, а для запоминания (aka приворотное зелье). Принял однократно, поглядел пару минут на учебник матана, а потом любишь всю жизнь. И никаких тебе изнурительных тренировок и тренеров с переменными результатами. Лучшее упражнение на телепатию -- это сотовый телефон, аппаратное решение.
Monday, December 14th, 2015
2:10 am
[ailev]
Архитектура коллектива в инженерии психики
Вот тут в комментах я сделал несколько шагов по направлении к психотехнической (поначалу написал "психологической", но это была оговорка) поддержке коллективной работы: https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10206047169992351.

Меня интересует collaboration, а не team work -- то есть организованное структурированное взаимодействие, а не просто "командный дух". Если у нас есть какая-то архитектура психики, то можно как-то пытаться расширить её до коллектива психик, чтобы обсуждать и collaboration.

Для удобства вытаскиваю релевантный кусок сюда:

Anatoly Levenchuk -- ... "Коллективное бессознательное" -- тут я предпочитаю говорить, что "индивидуальные сознания -- пока вы осознаёте, но молчите об этом и не сообщаете коллективу -- это и есть коллективное бессознательное, коллектив не осознаёт ведь, что вы что-то такое там думаете. А когда вы сообщили коллективу, и все осознали то, что раньше осознавали только вы -- вот, это теперь в коллективном сознании". ...

Alexey Alexeyev -- ... а разве нейронные сети не связаны с физиологией тела, а через неё, по крайней мере в формате совещания = коллективного процесса с физиологией и нейронной сетью каждого участника?
Насколько эта мысль индивидуальна или она возникла исключительно как часть общего процесса?
(Как пример - импровизация в музыке или импровизационный театр.)

Anatoly Levenchuk -- Я тут провожу рассмотрение на психотехническом уровне: то есть у меня не физический носитель рассматривается, а "принципиальная схема" -- сознание, воля, бессознательное, тело, экзотело, экзонеокортекс. Физиология того, как оно там устроено -- это другой уровень рассмотрения. Как эти компоненты рассованы по модулям и воплощены в реальности -- опять же, отдельный вопрос. Если там несколько разных психик, то можно рассматривать систему систем, имеете полное право (если знаете, зачем и как вы это будете использовать). Я выдал простейшие определения, мне важно было не происхождение каких-то идей в коллективной деятельности (это и так понятно), а идея выкладывания чьей-то идеи на уровень осознания всех. То есть у меня архитектура коллектива (команды, я на замахиваюсь на сообщества или человечество) дана как коллективное бессознательное (сумма коллективных сознаний, а индивидуальные бессознательные на этом уровне не видны), коллективное сознание (shared экзонеокортексы), экзотело (станочки, оборудование и прочие инструменты, вполне возможно управляемые совместно). Но нетути воли (потому как я стою на позиции методологического индивидуализма, и не наделяю субъектностью коллективы).

Alexey Alexeyev -- в такой схеме (что, кстати, не противоречит системному подходу в психотерапии) и самого индивида не стоит наделять ни свободой воли, ни индивидуальностью.)

Anatoly Levenchuk -- А вот не факт. Ибо там есть воля, плюс мы можем работать с концепцией "частей личности". Это же психотехники. А вот "управленческие техники" с вызовом духа команды и захватом позиции медиума этого духа -- вот этот социализм нам был бы не нужен, нужны более экологичные подходы.

Alexey Alexeyev -- Хм... А как быть с доказанным (вроде как)) фактом, что выбор - лишь иллюзия, нейрофизиология его не предусматривает?
И с точки зрения той же системной терапии: проблема возникает в коммуникации, а не в личности.
Или мы об одном, но в разной терминологии?))

Anatoly Levenchuk -- Я ведь сознательно от нейрофизиологии отстраиваюсь сейчас. Это другой уровень, "платформа". Из примитивов платформы я делаю удобные мне для работы части следующего уровня -- психики. И там появляется эмерджентность: сумма разных нейрофизиологических феноменов не сводится к ним, она больше их. Сумма шестерёнок, пружинок и стрелок не сводится к ним, они ещё могут показывать время и называются "часы". Так и тут. Тем более что в моей модели психики есть ещё и экзонеокортекс, который может быть совсем не нейрофизиологичен, и ещё экзотело, которое тоже совсем не будет похоже на привычное тело.

Ну, и в той же традиции НЛП очень не любят говорить о "терапии" (а в работе с командой так вообще я бы опасался приводить какого-то терапевта, чтобы он заранее всех больными не считал и терминология соответствующая и теория тоже не просачивались). Мы там не проблемы отдельных людей лечим, мы организуем коллективную работу здоровых людей. Всё другое, и модели поэтому другие.
Friday, December 11th, 2015
11:39 am
[metanymous]
Хайтек - конспирологии пост... :
Оригинал взят у kanchukov_sa в Хайтек - конспирологии пост... :
Оригинал взят у ur_2222 в Хайтек - конспирологии пост... :
На днях проверил кое-какую неафишируемую технологию интернет-шпионажа практически, на себе...Похоже, получилось.

По слухам, США развернули сервис (сикрет) чтения надписей на фото в интернетах. В научно-статистических и прочих целях...А народ-то и не в курсе, что мониторят фотки по текстам на них...Я поставил практический эксперимент по теме.

Судя по попаданию в топ этих фоток - сервис работает в глобальном масштабе, цепляя даже провинциальные фото... :

Read more...Collapse )
Thursday, December 10th, 2015
10:48 pm
[metanymous]
Дрессировщики роботов, учите навыки паттернования двигательной активности
Оригинал взят у ailev в Роботов теперь не программируют, а дрессируютRead more...Collapse )


Например, как научить робота двухпальцевым захватом правильно брать игрушки неправильной формы? Как научить его определять место "оптимального захвата" для игрушек произвольной формы -- от водяных пистолетиков до мячиков, от ёлочек до кукол? Программировать такое слишком долго и трудно. Но можно заставить робота хватать уж как придётся, и поощрять за каждую не выскользнувшую из захвата игрушку. Через примерно 50тыс. попыток (сегодняшние роботы тупы, они медленно учатся) наслаждаться тем, что игрушки прекратили выскальзывать! Конечно, это 700 часов дрессировки. Но это не 700 часов труда программиста (и ещё непонятно, сможет ли программист решить такую задачу. Я вот не уверен, что сможет. Точнее, уверен, что не сможет -- ни за 700 часов, ни за 7тыс. часов).
Read more...Collapse )
Thursday, December 3rd, 2015
12:07 pm
[metanymous]
Мост через деятельностный стык
Вчера на тусовке "Иного" меня долго пытали: как я собираюсь делать стык деятельностного и психического, ибо деятельностное (интересы-concern) это одно, а психическое (values, attention, intent - как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного) это совсем-совсем другое. Да, я отчётливо это понимаю. Именно простроить вот этот немыслимый стык и есть моя задача (и дальше на эту тему я буду писать в openmeta, хотя не уверен, что ежедневно). И тогда деятельностному смогут помогать и психопрактики, в том числе усиленные нейротехнологиями. Впрочем, новые лингвистические практики (ибо лингвистика оказывается в разы более "нейро", чем раньше можно было себе представить) тоже помогут.
http://ailev.livejournal.com/1231492.html


Через немыслимый стык и даже пропасть между деятельностным и психическим давно уже проложены три капитальных моста трёх теорий. Правда, утверждать, что по этим капитальным мостам осуществляется магистральное движение мысли и практики нельзя:

(1) Первый мост сконструирован на языке физиологии ВНД. Тео́рия функциона́льных систе́м — модель, описывающая структуру поведения; создана П. К. Анохиным. Вот, центральная "мандала" этой теории:

общие ссылкиCollapse )

(2) Второй мост соединения деятельностного и психического сконструирован на языке психофизиологии восприятия. Дж.ГИБСОН "Экологический подход к зрительному восприятию". В разработках Гибсона восприятие есть деятельность по извлечению информации. Сознание есть восприятие. Таким образом, сознание есть деятельность по извлечению информации.  И т.п.

(3) Третий мост это "Теория деятельности" А. Н. Леонтьева- С.Л. Рубинштейна. Язык - теоретический/философский.
ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИCollapse )

Tuesday, December 1st, 2015
9:37 pm
[metanymous]
Эскизы к архитектуре психики (0) Сколько и какие "штуковины"
Оригинал взят у ailev в Эскизы к архитектуре психики (1)
Одна из основных задач архитектуры -- это определить части системы. Архитектура психики -- это прежде всего нарезка системы на какие-то "логические" (чаще всего функциональные, технологические, объясняющие механизмы работы) компоненты и "физические" (конструктивные, с чётко обозначенными интерфейсами, объясняющие механизмы изготовления-логистики-сборки) модули. Конечно, там могут быть ещё размещения, сигналы и что угодно, но для начала нужно разобраться хотя бы с этим. ...

Имеет резон чуть задержаться и сделать шаг назад на досистемную стадию рассмотрения вопроса.  И составить более полный список "штуковин", которые на следующей стадии будут  прописаны в эскиз системы. Уже упомянуты следующие штуковины:

--человек
--"киборг"
--психика, части психики, границы п.
--личность и части личности
--организм
--психические органы
--физические органы
--тело, части тела
--экзокортекс
--экзотело
--внимание
-- бессознательное
--сознание
--воля
--штуковина, которая "течёт" между частями психики, совершая этим самым их взаимодействие
--действия, движения (тела)
--коллективные действия
--ощущения
--активность интеллекта
--мышление
--специальные навыки типа писания художественных текстов, танцы

...что ещё?
Saturday, November 28th, 2015
11:11 pm
[ailev]
Эскизы к архитектуре психики
Одна из основных задач архитектуры -- это определить части системы. Архитектура психики -- это прежде всего нарезка системы на какие-то "логические" (чаще всего функциональные, технологические, объясняющие механизмы работы) компоненты и "физические" (конструктивные, с чётко обозначенными интерфейсами, объясняющие механизмы изготовления-логистики-сборки) модули. Конечно, там могут быть ещё размещения, сигналы и что угодно, но для начала нужно разобраться хотя бы с этим.

Про части психики говорят очень по-разному:
-- как части личности, у которых есть какие-то интерфейсы, которые более-менее автономны, а при случае такую часть можно "позвать" (НЛП). Это не полиличности (которые, скорее, патологичны), это другое, это классика НЛП.
-- как психические органы, у которых есть какие-то функции, а психика как организм с этими органами, которые при случае можно "отрастить" (психонетика). Автономии нет, это типа как печень или глаза, с ними не поговоришь, но своё дело печень и глаза знают и честно его отрабатывают. У кастанедианцев это может быть второе внимание, например. С ним не поговоришь, но оно может работать. Приёмы "позвать часть, ответственную за второе внимание" пока не рассматриваем, ведь можно по этой линии договориться и о "позвать часть, ответствуенную за получение Нобелевской премии", тут нужно сначала разобраться с границами применимости.

Не волнует, как реализованы эти части -- хотя обращение с ними идёт, как с абсолютно реальными частями. Это, конечно, компоненты.

А ещё есть модули, которые имеют чётко организованные протоколы по обмену друг с другом, и которые реализуют все эти компоненты (в пределе можно думать, что как в "железе" -- чаще всего соотношение между модулями и компонентами 1:1, но это очень наивное предположение даже для электроники, а уж для софта это и подавно не так. Для психики будет совсем-совсем не так, тем не менее упомянуть, что могут быть такие не только модули, но и компоненты, нужно). Модули для психики мы определим как "квазифизические" (в принципе, программистские модули тоже не слишком физичны -- но они тоже являются единицами обработки/логистики/сборки). Это те самые:
-- бессознательное
-- сознание
-- воля
-- тело
-- экзокортекс
-- экзотело

А ещё в архитектуре нужно понимать, что есть совсем-совсем разные перспективы для разных стейкхолдеров:
-- частиНЛП (которые чаще всего "назначают" на бессознательное как модуль). Ага, такие узкоспециализированные и очень специфические, но стейкхолдеры, и у них есть свои интересы. Опять же, "психические органы" психонетики не таковы, они не имеют интересов, не способны к самодеятельности.
-- воля (тесно связанная с намерением), для наших целей потом потребуется разобраться подробней, но мне хотелось бы просто сослаться на ту часть сознания, которая в НЛП то самое "я", которое договаривается с частямиЯ.
-- Алиса, Боб и прочие внешние по отношению к целевой психике стейкхолдеры

В принципе, какое может быть взаимодействие между частями психики в ходе её работы? Тут мы говорим о том, что течёт между компонентами (избегая при этом слов о протоколах и интерфейсах -- это будет обсуждаться, когда мы перейдём к обсуждению частей-модулей: например, обсуждая интерфейсы между бессознательным и сознанием, сознанием и волей, видимость этих интерфейсов. А между частями-компонентами у нас всё попроще: там связи и порты, никаких интерфейсов и их видимости).

Помедитируйте над компонентными и модульными диаграммами на слайдах 20-25 в http://www.slideshare.net/ailev/alevenchuk-complexity-in-engineering и перечитайте соответствующие разделы в учебнике http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking

Итак, какое взаимодействие? На электрических схемах там течёт ток, гидравлических -- жидкость, оптических -- свет. Что течёт в психике? На том уровне, на котором мы готовы хоть как-то осмысленно разговаривать (то есть обсуждать то, что поддаётся сознательному восприятию и поэтому хоть как-то обсуждаемо стейкхолдерами), течёт восприятие -- "внутри головы" воображается примерно то же, что воспринимается в реальном мире: аудио, видео, кинестетика, ольфакторика, густаторика. Можно добавить от психонетиков какие-то изменения восприятия за счёт новых "психических органов", но сути дела это принципиально не меняет. Если окажется, что эти "новые органы" в чём-то полезны, просто будем поминать и привносимые ими достоинства. А если нет, то просто не будем пользоваться.

Тут мы переходим к тому, что психика сшита внутренней коммуникацией, которая мультимодальна по определению (это довольно подробно обсуждается в классическом НЛП). Дальше начинаются нюансы:
-- бывает синестетическое восприятие по классическим модальностям, "синий свисток"
-- бывает расширенное восприятие, связанное с потерей границы между модулями (например, сознание-экзокортекс, как интересный целевой случай, более сложный случай тело-экзотело -- например, автомобиль как продолжение тела водителя-аса, и даже совсем уж интересный случай тело1-тело2 -- крайне советую поглядеть на феномен "четырёхногого зверя" в спортивных/бальных танцах в главах 30 (http://mangapark.me/manga/ballroom-e-youkoso/s3/c30) и 31 (http://mangapark.me/manga/ballroom-e-youkoso/s3/c31) манги Ballroom e Youkoso -- в момент соревнований главный герой вдруг ощущает себя четырёхногим, при этом даже неясно происхождение второй пары ног, ибо в реалии это ноги партнёрши, но они не ощущаются главным героем как чьи-то чужие ноги, а партнёрша "исчезает"!).

Меня тут крайне волнует расширенное восприятие по второму типу, ибо эта "расширенность" затрагивает границы психики -- они могут проходить/исчезать на интерфейсах с инструментальным миром ("киборг-1" -- cybernetic organism, один человек) и на интерфейсах с другими людьми ("киборг-2" -- cybernetic organization, несколько человек, хотя ещё не socium, не "общество", где людей много и такое плотное взаимодействие не представляется возможным). "Киборг" у меня совершенно необязательно имеет компьютерную компоненту. Писатель с ручкой и листом бумажки тоже вполне киборг-1, а без ручки и бумажки он просто не писатель.

Поскольку хотелось бы поднять эффективность человеческих усилий, а успешные и сложные усилия эти чаще всего делаются в коллективном действии и мышлении, то неплохо бы обсуждать и специальные случаи формирования и работы киборгов-2 (особо интересно, конечно, чтобы речь шла не о единстве пары в бальных танцах, а о чём-то более творческом, объединении психик для совместного мышления, коллективного интеллектуального действия).
Thursday, November 26th, 2015
2:41 pm
[metanymous]
Биологическая Обратная Связь (4) Коллективный БОС-нейроинтерфейс
Оригинал взят у metanymous в Биологическая Обратная Связь (4) Коллективный БОС-нейроинтерфейс
http://metapractice.livejournal.com/458193.html
НейроинтерфейсCollapse )

Из истории того как Алиса училась отождествляться в Боба.Collapse )

Продаю бесплатно идею для желающих экспериментировать с самым настоящим коллективным интерфейсом мозг-мозг. За счёт БОС:
--пусть два/N субъектов ведут содержательное общение
--пусть эти субъекты подключены каждый к своей многопараметрической БОС
--на общем для них интерфейсе они наблюдают свои собственные показания БОС одновременно
--между делом общения они стараются уровнять свои показатели БОС среди других показателей
…в результате при пересечении критического порога (количество вовлечённых в БОС показателей, умноженное на качество уравнивания индивидуальных/групповых показателей) произойдет:
--попарный/групповой эффект взаимного чтения мыслей либо
--произойдет более полное «взаимопревращение». Ежели, кому-то для каких-то благородных целей оно необходимо.

Wednesday, November 25th, 2015
11:47 pm
[metanymous]
Нейропсихоанализ. Индекс текстов, переводов и ссылок.
Оригинал взят у alexey5351 в Нейропсихоанализ. Индекс текстов, переводов и ссылок.
Этот пост будет обновляться по мере публикации новых статей и переводов. Здесь же опубликован индекс переводов по нейробиологии базовых эмоциональных систем (систем Панксеппа) из четвертой главы книги "The Brain and the Inner World" by Solms and Turnbull.

Ccылки на сайт сообщества нейропсихоанализа
https://www.neuropsa.org.uk/
https://www.neuropsa.org.uk/downloads

Сайт д-ра Maggie Zellner
http://www.mzellner.com

Часть презентаций с ее сайта:

Read more...Collapse )
Monday, November 23rd, 2015
10:16 pm
[metanymous]
Коллективное моделеориентированное концептуальное проектирование и нейро-технологии
Оригинал взят у ailev в Коллективное моделеориентированное концептуальное проектирование и нейро-технологии
В посте про технологические стеки и вертикальную интеграцию я привёл вариант нейронет-стека(http://ailev.livejournal.com/1228087.html). Тут я разверну этот пример чуть подробней.
Read more...Collapse )


3. Использование знаний о "нейро в человеке" для создания качественного группового человеко-машинного интерфейса к концептуальному моделеру.
Тут мы пытаемся автоматизировать прежде всего работу модератора/фасилитатора/инженера по требованиям/лидера (и в меньшей мере коуча и психотерапевта, но и такое бывает сплошь и рядом -- жизнь ведь сложна и у исполнителя роли Гамлета не всегда характер бывает нордический, выдержанный). Такой "живой коллективный помощник" работает с группой стейкхолдеров в ходе создания концептуальной модели. Нам нужно помочь:
-- выводить на уровень сознания людей то полезное для будущего проекта (ожидания, опасения, идеи и соображения), что у них присутствует в подсознании
-- доводить не только до сознания людей, но и до их подсознания основные идеи и соображения, высказываемые другими стейкхолдерами, в том числе моделером-с-"нейро-в-машине".

Новый проект -- это какое-то улучшение жизни. Голдратт говорил (в моём вольном пересказе):
-- Любое улучшение это изменение (но не любое изменение это улучшение! И что одному улучшение, то для другого смерть!)
-- Любое изменение воспринимается как угроза безопасности
-- Любая угроза безопасности вызывает сопротивление на эмоциональном уровне.
-- Эмоциональное сопротивление можно преодолеть только более сильной эмоцией

Работа с интересами -- это работа с деятельностью, это изменения, это сильные эмоции. Без чисто человеческой составляющей, учитывающей сознательные и бессознательные страхи и опасения, интересы и намерения, успешного старта проекта не будет. "Нейро в человеке" подразумевает сознательный учёт "нелогической" природы людей -- у них в головах не компьютер, а не очень устойчиво работающая нейронная сетка, это нужно принять и поддержать инструментально.

Для этого нужно создать "виртуального интеллектуального коллективного помощника", который сможет:
-- быть традиционным интерфейсом к моделеру-с-"нейро-в-машине" (репозиторий информации о концептуальной модели и деятельности по её создании)
-- быть нейролингвистическим (т.е. с учётом "нейро в человеке") интерфейсом к группе стейкхолдеров

Для этого нужно (я более-менее подробно, но в более общем виде обсуждал это в "кортекс и экзокортекс" -- http://ailev.livejournal.com/1224251.html):
3.1. Cоздать традиционный двусторонний нейролингвистический интерфейс (интерфейс, который учитывает модель человеческой психики -- речевые высказывания и производимые диаграммы на уровне сознания, эмоциональный тон высказываний, работу подсознания, отражение этой работы во внешних телесных проявлениях), т.е. создать компьютерную модель нейролингвистического программиста, только используя современные возможности компьютерного несимволического моделирования (распознавание эмоций, sentiment analisys, анализ иронии, простановку акцентов в речи для определения относительной важности тех или иных высказываний и т.д.).

Этот нейролингвистический интерфейс должен не только распознавать и маркировать проявления человеческого сознания и бессознательного, но и осуществлять какие-то интервенции (хотя бы иметь возможности выразительной/убедительной презентации -- речевой, невербальной, видео). Этот интерфейс должен быть аватаризован (виртуальный аватар, или даже работ телеприсутствия) и б) реализован в виде "распределённого аватара" на удалённых рабочих местах и "коллективного разделяемого аватара" для работы в реальной группе (ожидается, что рабочие сессии будут virtureal синхронными и асинхронными -- часть стейкхолдеров будет группой очно, а часть присоединяются к работе группы удалённо или даже асинхронно). Такое длинное описание означает, что по факту придётся создать новую модель психики и перемоделировать традиционное НЛП с целью его "автоматизации" как в части реализации и проверки традиционных метамоделей НЛП (в самом НЛП их называют просто "моделями"), так и новых метамоделей в рамках какого-то варианта unsupervised learning.

Эта сложнейшая работа предполагает наличие:
-- эпистемологов-методологов,
-- психопрактиков НЛП и других аналогичных школ моделирования человеческой коммуникации, использующих внимание как к сознательной части коммуникации, так и бессознательной её части
-- специалистов по обработке изображений и речи методами deep learning
-- специалистов по лингвистике (понимание языка)
-- наличия эспериментальной базы (при этом помним, что целью является не психотерапевтические сессии, а рабочие сессии по концептуальному моделированию)

Эта работа даст не только
-- возможность организации прямого интерфейса виртуального ассистента с каждым из стейкхолдеров, но и
-- позволит оценить коммуникацию между стейкхолдерами, что может быть крайне важно при модерации/фасилитации/организации leadership.

По сути, речь идёт о
-- создании новой дисциплины -- инженерии психики (см., например, текущие намётки в http://openmeta.livejournal.com/230869.html)
-- создании для этой дисциплины инструментария в форме "виртуального индивидуального помощника" (аватара как человеко-машинного интерфейса)
-- создании новой дисциплины -- инженерии группы (аналогично "инженерии предприятия"), в том числе leadership/фасилитация/модерация в группе с учётом ролевой коммуникации, групповой динамики и т.д.
-- создании для этой дисциплины инструментария групповой коммуникации в форме "виртуального коллективного помощника" (аватара).

В принципе, для начала можно не столько делать полноценного "виртуального ассистента", сколько выводить на "табло" для группы какие-то важные для неё вещи-подсказки (так, например, устроен Google Now -- молчаливо выводит возможные подсказки, отслеживает погоду и курс доллара и т.д.). Например, для начала можно просто выводить эмоциональный график для каждого человека, базируясь на его внешних проявлениях (тембр голоса, выражение лица и т.д.), выводить распознанные основные интересы (concerns). Но ни на секунду не нужно забывать, что конечная цель -- не предоставление "табло" группе или лично фасилитатору/модератору/лидеру, а полная автоматизация работы модератора/фасилитатора/лидера.

3.2. Добавляем к снимаемой/передаваемой исполнителям стейкхолдерских ролей информации по пункту (3.1.) нейрофизиологических данных (сначала снимаемых/передаваемых неинвазивно, а потом посмотрим). Речь не идёт об организации работы группы "мозг-мозг" (Brainet). Речь идёт о том, что кроме видеоаудиоинформации можно будет использовать и другие модальности, невозможные для "просто человека", например ЭЭГ или разные варианты томографии. Информацию планируется не только снимать с мозга/тела, но и передавать в мозг непосредственно -- интерфейс должен бы быть двусторонний.

Это расширение каналов съема информации и передачи информации в мозг позволит поднять качество традиционного "как у человека" нейролингвистического интерфейса по пункту 3.1 -- поднять точность моделирования, дать новые данные для концептуальной модели (например, приоритизировать интересы и цели).

Конечно, при этом важно соблюдать требования экологии (см, например, дискуссию про экологичность наведённых галлюцинаций в http://openmeta.livejournal.com/229226.html), но это уже детали.
* * *
Read more...Collapse )
Thursday, November 19th, 2015
8:31 pm
[metanymous]
Мелкими шагами: от опросной базы до и. агента
Я вот предложил в http://ailev.livejournal.com/1227614.html в рамках нейронета задачу создания виртуального помощника для коллектива, который будет особенно полезен на той стадии, когда коллектива ещё почти нет. Этот виртуальный (т.е. представленный аватаром, но сразу многим людям -- как в фильме "Her") помощник работает как заправский нейролингвистический программист, помогая людям осознать (вывести на уровень сознания, перевести из глубокой в поверхностную структуру) их интересы, намерения, опасения, идеи и тем самым помогая начать проект… -- нейролингвистическая работа: выявление интересов, ассоциаций, синестезий, биообратная связь по состояниям и т.д.. Вот тут основное "нейро", причём в обе стороны (восприятие-понимание в сторону "ассистента", и его аватаризация в сторону членов целевой команды -- коммуникация двусторонняя). Не уверен, что в первой же версии тут будет нейрофизиология -- может быть, на первых порах будет классическое "нейролингвистическое программирование", где "оператором" выступает наш "ассистент", использующий только видеокамеру и микрофон. Какие-то движения в этом направлении идут в openmeta.
http://ailev.livejournal.com/1228087.html


Интерфейсы "интересов": (а) поведение (б) сенсорный опыт (в) вербальные ценности
http://openmeta.livejournal.com/228739.html
Friday, November 13th, 2015
9:12 pm
[metanymous]
Инженерия психики
…в новую версию учебника как специализированные примеры кроме инженерии предприятия (enterprise engineering -- в текущей версии уже сделано), программной инженерии, инженерии психики (это должно было бы быть в openmeta, но сил никаких плотно заняться этим сейчас нет) нужно включить ещё и инженерию машинного обучения с акцентом на искусственные нейронные сети (http://ailev.livejournal.com/1205999.html, http://ailev.livejournal.com/1207563.html и там особенно ссылки на работы Léon Bottou) -- всё это островостребованные предметы.
http://ailev.livejournal.com/1227127.html


Пятичастная модель психики и психическая инженерия
http://openmeta.livejournal.com/211234.html


Thursday, November 12th, 2015
11:54 pm
[ailev]
Распознавание эмоций автоматизировано и вышло на рынок
Моделирование в смысле классического НЛП (с точностью, что мы говорим пока не о метамоделировании -- создании новых видов моделей, а о моделировании: создании модели по известной метамодели) не человеком, а компьютером пошло в массы (ибо Microsoft -- это уже "массы"): http://blogs.microsoft.com/next/2015/11/11/happy-sad-angry-this-microsoft-tool-recognizes-emotions-in-pictures/

Эмоции из аудио, кстати, давно продаются: http://www.beyondverbal.com/, научных работ типа http://arxiv.org/abs/1503.01800 (EmoNets: Multimodal deep learning approaches for emotion recognition in video), хотя точность распознавания там и не блещет, но я думаю, что по сравнению с не очень обученными людьми (то есть нас с вами) не всё окажется плохо. Обычно за пару лет нейронные сетки, если этим занялись какие-то команды, достигают сверхчеловеческих результатов.

Моделированием занялись не-психологи. Дальше всё будет быстро-быстро. Базовые эмоции на фотографиях -- это только верхушка формирующегося айсберга. Там будут и не эмоции, и видео. Какие-нибудь "ключи доступа" очень легко проверить (чем прекратить дурацкие пустопорожние дискуссии) и либо забыть о них, либо начать использовать в работе -- рутинно и без длительного тренинга на их распознавание. Ибо в каких-нибудь очках дополненной реальности все эти "стратегии" будут в буквальном смысле слова "написаны на лбу" у тех, кто их применяет. Технология уже доступна сегодня даже для любителей (самое дорогое в этой технологии -- это данные для обучения алгоритма, этих данных нужно реально много), поток новостей по технологии (это deep learning) идёт тут: http://vk.com/deeplearning
Wednesday, November 11th, 2015
11:27 pm
[metanymous]
Tuesday, November 10th, 2015
10:58 pm
[metanymous]
Что кому пересказывают в разных традициях распространения знания
…за последние двадцать лет практически не поменялся, а ведь прошла буквально революция в способах производства — появились новые компьютерные технологии (системы автоматизации проектирования, инженерных расчётов, управления жизненным циклом), новые методы производства (из последних — 3D-печать), что нашло отражение в западных учебных программах по системной инженерии, но не нашло ни малейшего отражения в практикующейся до сегодняшнего дня советской инженерии. Речь идёт не столько изменении стандартов (ГОСТов), чтобы учесть новые производственные реалии, сколько изменении “традиций” — их и трудно изменить, поскольку они нигде не записаны, а передаются “из уст в уста”, как народный эпос или “прямая передача” от учителя к ученику как в практиках восточных единоборств. Жизнь меняется, но способ мышления “советской школы” не документирован и не меняется (в том числе в силу недокументированности даже его изменения трудно отследить).
Системноинженерное мышление. А.Левенчук


Но тут я должен заметить, что мои ответы в большинстве случаев начинают напоминать пересказ учебника в режиме комментов. Что-то в этом есть неправильное.
http://ailev.livejournal.com/1221425.html?thread=13092657#t13092657


Центростремительная традиция
http://kajhe.livejournal.com/27186.html?thread=148274#t148274
Баньяновая традиция
http://kajhe.livejournal.com/27186.html?thread=148530#t148530
Центробежная традиция
http://kajhe.livejournal.com/27186.html?thread=148786#t148786


Monday, November 9th, 2015
11:59 am
[metanymous]
Wednesday, November 4th, 2015
2:01 pm
[metanymous]
Компрессия субмодальностей
http://rg.ru/2015/11/03/filmcode-site.html
Штрихкод-кинокартина
Штрихкоды фильмов - новое, набирающие популярность в интернете явление. Суть заключается в том, фильм разбивается по кадрам, каждый из которых сжимается до тех пор, пока не будет ясно виден превалирующий цвет. Затем каждый сжатый кадр "ставится" за следующим и так до тех пор, пока не получится своеобразный штрихкод. Полученный результат позволяет мгновенно разглядеть и определить основную цветовую палитру фильма.
[Spoiler (click to open)]
Проект, который ведет юзер moviebarcode с сайта tumblr.com, http://moviebarcode.tumblr.com/ интересен не только как художественный эксперимент. Эти работы помогают лучше понять процесс производства кино. Цвет задает тон настроению фильма, драматургии, его восприятию зрителем - неудивительно, что режиссеры тщательно размышляют над цветовой гаммой. Например, существует неписанное правило Голливуда, по которому фильмы ужасов предпочитают снимать в голубых тонах, для фильмов про апокалипсис любят использовать серые, размытые цвета, а для фильмов с нетипичной реальностью - зеленые.

Матрица


Бойцовский клуб (1999)


Звездные войны, оригинальная трилогия (1977-1983)

Иногда по штрихкоду можно увидеть, в каком отрезке времени были сосредоточены действия тех или иных персонажей, например, как получилось со штрихкодом трилогии "Властелин колец".

Властелин колец, трилогия (2001-2003)


Амели (2001)


Алладин (1992)


Крестный отец (1972)


Пила
Monday, November 2nd, 2015
8:14 am
[metanymous]
Официально признан первым киборгом. Синестетическое восприятие звуков-красок.
Чисто мемориальная отсылка: вот тут я развивал идеи про разные синестезии, ещё летом 2003г: http://ailev.livejournal.com/88884.html. Ровно все те же мысли, различение семиологического (основанного на каких-то знаках языка) и несемиологического (внеязыкового, на распределённых представлениях) процессинга. Направление работ очень старое, но достижения тут начинают появляться только сейчас, дай бог здоровья геймерам, оплатившим развитие GPU -- вычислений для этих embeddings нужно ой-ой сколько. Ну, и attention schema theory тогда тоже ещё не было. И системным подходом я тогда не слишком-то пользовался.
http://ailev.livejournal.com/1224251.html


Гражданин Великобритании Нил Харбиссон, в голову которого вживлена антенна, позволяющая ему видеть цвета, официально признан первым киборгом. Об этом сообщает CNN. На фотографии британского паспорта 32-летний Харбиссон запечатлен с передатчиком, который является частью его головы.

С самого рождения британцу был поставлен диагноз «ахроматопсия», то есть цветовая слепота. В 2004 году он решил найти выход из своего черно-белого мира и создать технологию, которая поможет ему увидеть краски.

Первым шагом к реализации мечты стала идея, которая пришла Харбиссону во время экспериментов с музыкой в колледже искусств в Денворе. В своей дипломной работе он вместе с ученым Адамом Монтандоном создал специальный аппарат. Он представлял собой антенну, которая была прикреплена к пятикилограммовому компьютеру с наушниками. Вебкамера передавала изображение, которое делилось на цвета, а затем посылалось Харбиссону через наушники 360 разными звуковыми волнами.

На протяжении пяти недель Харбиссон страдал от головной боли, когда в его мозг «транслировался» новый цвет, а чтобы научиться идентифицировать краски, ему потребовалось около пяти месяцев. Теперь Харбиссон отошел от бесцветного зрения и различает такие цвета, как красный, зеленый и голубой. Он может даже видеть инфракрасный и ультрафиолет, который находится за спектром человеческого восприятия. Благодаря новым технологиям компьютер, который британец носил с собой, был переделан в микрочип под кожей. А в декабре 2013 года Харбиссону была вживлена в голову антенна. Врач, который провел эту операцию, остался анонимным.

Харбиссон и организация Cyborg Foundation, которую он создал, разработали специальное приложение Eyeborg app для Android, которое позволяет переводить цвета в звуки и сможет показать другим людям музыку цветов, которую ощущает британский «киборг».
http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=35363.msg219390#msg219390
http://lifenews.ru/news/139655
https://www.google.ru/search?q=%D0%BD%D0%B8%D0%BB+%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD&newwindow=1&hl=ru&biw=1137&bih=603&source=lnms&sa=X&ved=0CAYQ_AUoAGoVChMIk4jDrNTwyAIVwypyCh1A2ASG&dpr=1.5


[ << Previous 20 -- Next 20 >> ]
Энциклопедия ОпенМеты   About LiveJournal.com